КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
« Октябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
добавить событие
СООБЩЕСТВО
ИНТЕРАКТИВ
ГОЛОСОВАНИЕ
Как вы готовите технику к сезону?
Главная страницаАрхив журнала№ 2 февраль 2010ШколаУчимся летать / Прыжки на снегоходе. SnowCross для Чайников. Часть III/

Учимся летать / Прыжки на снегоходе. SnowCross для Чайников. Часть III/

Полный курс материалов Snowcross для чайников из архива журнала можно скачать здесь! всего три части! краткий обзор основных элементов читайте ниже.

SnowCross для Чайников, часть I
SnowCross для Чайников, часть II

 

В первых двух частях уроков мы рассмотрели оптимальную стойку на снегоходе и правильное прохождение поворотов. Логичную в плане последовательности часть про прыжки мы «зажали»… И вот спустя два года «должок» возвращаем.

Не то чтоб жалко, просто прыжки на снегоходе наиболее рискованный элемент кроссовой подготовки. Обучать оптимальной стойке морально просто – ну не научился стоять, устанут руки, ноги, спина, и вообще хорошего «хода» не получится. С поворотами тоже все понятно: не научился поворачивать – значит, или будешь «тупить» по маленькому радиусу, или «валяться»  за буртом. Если первое полностью безопасно, то во втором случае можно и удариться.
С прыжками все гораздо сложнее. Во-первых, цена ошибки категорически высока, и неправильный прыжок несет последствия гораздо серьезней рядового ушиба. Во-вторых, прыжок на снегоходе является своего рода кульминацией мастерства, и потому «заходить» на его освоение нужно в состоянии высокого уровня владения снегоходом. И в-третьих, в любительском сноукроссе на три-четыре стола приходится с десяток поворотов. Трижды подумайте, прежде чем начинать серьезно осваивать прыжки, потому как побеждать можно и без хорошего прыжка, а просто имея хороший ход и филигранное прохождение поворотов.
Решили прыгать? Последнее предупреждение: на прыжках падают независимо от опыта и квалификации. Просто профессионалы падают значительно реже, но реально жестче, потому как летают в разы дальше…

Аварийные полеты

Не печатая школу прыжка два года, я, не переставая, анализирую прыжки любителей. Картинки, как правило, не радужные, и их можно разбить на три категории. Типовая ситуация это «свечка» – приземление на «пятку» гусеницы. Как следствие – потеря (со временем) заднего ролика, но что менее приятно, это возвращение снегохода (через секунду) на все точки опоры (лыжи), а снегоходчик катапультируется через руль. Есть и другие варианты, но этот массовый. В чем причина?
Причина в неправильной работе курком газа – снегоходчик выходит на прыжок сильно газуя. Лыжи уже в воздухе, а гусеница все еще находится в сцеплении с покрытием. Имея точку опоры, она и «переворачивает мир». Снегоход отправляется  в полет, приобретая вращение вокруг гусеницы. Вторая ошибка – полная противоположность первой, ее симптом – переход снегохода из горизонтальной плоскости полета в классический штопор. Такое бывает, если газ был сброшен еще до выхода лыж с трамплина. В этом случае центр масс смещается на переднюю часть снегохода, и он вылетает капотом вниз. Весьма травматичная ошибка.
Третья ошибка не распространенная, но она периодически встречается. Есть среди любителей сноукросса, великолепно копирующие правильную посадку и даже алгоритм работы газом (на слух), но без понимания физики процессов. Но даже правильный вылет и идеальная траектория заканчиваются плачевно, если на приземлении не раскрутить гусеницу. Как следствие – жесткий «приход» и «полет» через руль. Приземляться надо на хорошем газу.
Есть еще масса нюансов с приземлениями на одну лыжу, кривыми и косыми полетами, потерей снегохода или оптимизма в полете, но давайте начнем с того, что желание учиться есть и учиться будем. Сначала нужно построить стол. Именно стол, а не трамплин. Чем хорош стол? Тем, что он не только учит правильному вылету, но и грамотному приземлению – в приемник. Стол, в отличие от трамплина, прощает ошибки – даже не прыгая всю длину, а только часть, ты приземляешься  на верхнюю плоскость стола, без сокрушительного падения вниз…
Правильный стол вам построят мотокроссмены. Там вся фишка в формировании грамотного угла вылета. Длина стола в основании должна быть метров 20–23. Верхняя часть где-то 10–12. По ширине для тренировок достаточно метров пяти, но для пущей безопасности пусть будет семь.

Стойка

Учиться лучше на ровном, хорошо выглаженном столе. Но перед первым прыжком надо «примериться» – наметить траекторию. Аккуратно въехать на стол (не пилить его гусеницей). Зачастую новичок психологически напрягает угол вылета. Он кажется опасным, бросающим высоко вверх. Потому лучше подойти к столу сбоку и посмотреть на его профиль. Мысленно представить траекторию вылета и приземления. Такая визуализация несколько улучшает понимание процессов.
Главная задача первых прыжков – найти правильное положение на снегоходе. Иногда говорят: «свое место». Потому надо стремиться не к дальности полета, а к пониманию процессов. Ощутить полет. Найти «своем место». Получить кайф. И перестать бояться.
Как стоять на снегоходе? На самом деле, глобально есть две школы – скандинавская и американская. Финны те в большей степени сидят, и прыжки у них, как правило, не очень высокие и не сильно далекие. Американцы стоят, и философия прыжка у них отличается – выше и дальше. В России техника смешанная. Наши парни заходят на прыжок и стоя, и сидя. И вообще, нет академической позиции – стоя или сидя, все прыжки столы разные, в процессе гонки они меняют свой профиль,  и спортсмен принимает решение непосредственно в момент захода. Учиться будем прыгать стоя. Стойка на снегоходе чем-то напоминает положение гонщика при прохождении битого прямика. Ноги примерно по центру подножки (чуть ближе к стременам), чуть согнуты в коленях. Руки чуть согнуты, локти разведены в стороны. Корпус слегка стремится вперед, но в момент захода на стол находится «в базе» снегохода.

Прыжок

Итак – поехали! Выходить на трамплин нужно на ровном газу. Перед заходом на вылет надо «опросить» руки-ноги, сделать своего рода диагностику. Чтобы они были «не зажаты».
Общая философия в момент прыжка тела относительно снегохода – мы как бы отдельно, а снегоход отдельно. Если руки или ноги напряжены и на вылете снегоход «словит» какую-то кочку или ямку, этот импульс катастрофически передастся на все тело и на весь аппарат. Снегоход улетит «кривым». Выходим на вылет. Газ ровный. Сначала выходят лыжи. Затем гусеница. В тот момент, когда снегоход вышел полностью, газ нужно чуть сбросить. Гусеница за счет замедления хода слегка опустит «нос», переведя полет в горизонтальную плоскость.
Центр масс слегка сместится вперед и заставит самого гонщика приблизить корпус чуть ближе к рулю. Это хорошая позиция для приземления, потому как перед контактом нужно поддать газку. В момент контакта на хорошем газу центр масс сместится назад, и благодаря тому, что гонщик находится ближе к рулю, ускорение не позволит снегоходу оторвать лыжи, а сам спортсмен не получит в момент разгона критическую нагрузку на руки. Руки на разгоне надо беречь.
Со временем вы отработаете свой стол и получите кучу удовольствия от полетов, а вместе с тем откроете еще массу нюансов и обнаружите в голове еще с десяток вопросов. И когда вы перейдете прыгать большие (длинные) столы, вы, возможно, столкнетесь с тем, что, даже понимая всю теорию, страх будет мешать прыгнуть дальше привычного «ученического» стола.
Можно сделать следующую вещь. Попросите человека, который хорошо и уверенно прыгает этот стол, прыгнуть его вместе с вами. Параллельно, если позволяет ширина стола. Вы зайдете на него вместе, и вот этот товарищ сбоку и придаст вам ту небольшую толику уверенности, которой так не хватало в одиночном прыжке.

Заключение

Если резюмировать, то большинство любителей не делают две вещи – не сбрасывают газ после вылета и не расслабляют руки-ноги.
Страх падения парализует тело, зажимает руки-ноги, и, как правило, вылетает с трамплина этакая человеко-металлическая глыба.
Если нет возможности построить стол, можно перенять опыт шведских фристайлеров.
Сколотите из бруса и фанеры трамплин с правильным углом вылета. Найдите естественный холм с подходящим профилем, чтоб он служил приемником.
Пододвиньте максимально близко трамплин (на метр) и начинайте напрыгивать. По мере роста сил, мастерства и уверенности постепенно отодвигайте трамплин от приемника. Или джипом, или квадроциклами. Так научитесь прыгать и гребенку, и большие разрывные.
Но помните! Прыгать надо тогда, когда снегоход является вашим другом, а не противником. То есть, имея хорошую школу езды. И прыгать не для того, чтобы удивлять девчат или страшить соперников, а для того, чтобы получать радость полета.
Берегите себя! 
 

Максим Шевченко
Трехкратный  чемпион России по снегоходному кроссу (2004, 2005, 2009 гг.), трехкратный чемпион России в эндуро на снегоходах
(2005, 2009, 2010 гг.)

Все наши спортсмены, которые были и есть сейчас, в основном самоучки. Те, кто пришел в сноукросс из мотокросса, а таких много, могут, конечно, в чем-то подсказать. Но получается  так, что все советы при выполнении прыжков новичками не применяются. Научиться поворачивать на снегоходе проще, а в прыжках пока организм не накатает определенное количество моточасов, не оттренирует необходимые элементы, тяжело следовать советам и подсказкам.
У нас на протяжении последних четырех лет существует смена лидеров в сноукроссе, и у каждого свой стиль прыжка, и я не могу сказать, как именно правильно прыгать. Как у каждого человека есть походка, точно так же и прыжок будет у каждого свой, я имею в виду поведение спорт-
смена на снегоходе при выходе с лета, приземление. Главное – тренироваться, много кататься и распрыгиваться, до тех пор, пока новичок не почувствует себя на снегоходе как в своей тарелке. Начинать учиться можно с любого упражнения, отрабатывая его отдельно. Для учебы нужен просто стол, т.е. взлетная плоскость, верхняя часть и приземление длиною в метров пятнадцать. Со временем организм гонщика должен привыкнуть к тому, когда снегоход отрывается, как он ведет себя в воздухе, понять,  насколько он чувствует себя отдельно от снегохода.  Потому что когда спортсмен получает удар при выходе, взлетает и летит, то он не успевает подумать и что-то сделать, уже само его тело должно мгновенно принять решение, а чтобы решение было принято, организм нужно научить.
Ошибка многих новичков в том, что они сидят при взлете и при приземлении, это наиболеее травмоопасно для спорстмена. В момент выпрыга новичок не знает, куда он улетит, а если он недолетает или перелетает и врезается в какую-нибудь кочку, то удар от задней подвески идет по позвоночнику, отсюда и компрессонные переломы, такие случаи на своей практике я много встречал.
 

Алексей Быков
Чемпион Санкт-Петербурга по снего­ходному кроссу 2010 года

Когда мы с братом учились прыгать, наш тренер Александр Егорович Марков дал нам следующий совет: падение –  мать учения, т. е. надо не бояться падать, но делать это нужно аккуратно, так, чтобы себе желательно ничего не повредить. Надо много-много прыгать и падать, только тогда чему-то научишься.
Учиться лучше всего где-нибудь на покатушках, пробовать прыгать сначала через естественные природные преграды, затем уже дальше и больше. Самая главная ошибка новичков, я считаю, это неправильная посадка во время прыжка, тело должно быть расслабленно, без какого-либо напряжения, из-за зажатости и перенапряженности и получается много ошибок.

Денис Рязанцев
№1 в рейтинге снегоходчиков 2009 года

С детства я занимался мотокроссом, и в мотоциклетном, и в снегоходном кроссе начинать нужно с малого.
Изначально нужно досконально выучить технику, знать все азы, потом уже с тренировками приходит опыт и умение прыгать, чувствовать снегоход, быть слитым с ним как одно целое.
Прыгать могут все, но, чтобы научиться прыгать правильно, нужно время. У очень многих новичков неправильная стойка при прыжке: они сидят, а нужно стоять, иначе гонщика может выбросить.
Многие получают травмы из-за того, что не могут правильно рассчитать скорость, или из-за того, что физическая форма неоптимальная и организм не выдерживает таких нагрузок.

Школа

  • Учимся летать / Прыжки на снегоходе. SnowCross для Чайников. Часть III/

НАШИ ПРОЕКТЫ

Red Sleds Racing

День Квадроциклиста

 

Телефон редакции

(812) 363-47-84

Все права защищены и охраняются законом © 2007 ИД "Автомедиа"
Перепечатка материалов RedSleds.ru разрешается только с письменного разрешения редакции при обязательной установке активной гиперссылки на сайт redsleds.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой "по материалам журнала RedSleds.ru"

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС2-8439 от 12 января 2007 года