КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
« Октябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
добавить событие
СООБЩЕСТВО
ИНТЕРАКТИВ
ГОЛОСОВАНИЕ
Как вы готовите технику к сезону?
Главная страницаАрхив журнала№ 11, ноябрь 2010Истории читателейИспытание пробегом / Пробег "Рыбинск-Салехард"

Испытание пробегом / Пробег "Рыбинск-Салехард"

4 марта 2010 года с территории предприятия «Русская механика» был дан старт уникальной экспедиции по маршруту «Рыбинск – Салехард». Четверым участникам предстояло преодолеть непростой путь на снегоходах от «Русской механики». Таким образом компания решила возродить старую традицию снегоходных пробегов. Первый был предпринят еще в 1974 году, тогда путешественники добрались на снегоходах «Буран» до Воркуты.

В этот раз в путь отправились четыре человека. Во главе – Аркадий Попов, предприниматель из Рыбинска. Журналист издательского дома «За рулем» Иван Ксенофонтов, автор этих строк. Мы с Аркадием уже имели опыт участия в подобных экспедициях. Вместе с нами впервые отправились в дальнюю дорогу инженеры-конструкторы «Русской механики» Александр Трухин и Роман Захаркин. Нашей задачей было  проверить на надежность снегоходы нового модельного ряда от «Русской механики».
Этот пробег был нашим ответом скептикам, доказательством того, что отечественное снегоходостроение живет и развивается. Одна из задач экспедиции – привезти рабочий журнал, в котором будет описан каждый этап, нюансы поведения техники. Благодаря такой экспедиции можно будет посмотреть, как чувствует себя техника в разных погодных условиях: снег, наст, высокогорье. Еще одна цель экспедиции – познакомить потребителей с новинками модельного ряда. Первым пунктом стал Великий Устюг, где с 6 по 8 марта проходил IV этап Кубка России по сноукроссу. Следующая точка маршрута – Сыктывкар, где находится дилерский центр «Русской механики». Дальше маршрут был проложен через  Усть-Кулон – Якшу (Троицк – Печорский) – Нексимволь.
Членам экспедиции предстояло перейти Уральский хребет и посетить одно из семи чудес России –  геологический памятник «столбы выветривания» на плато Мань-Пупу-нер.  Планировали мы покорить и самую высокую точку Уральского хребта – гору Народную, а затем выйти на Сосьву, Игрим  и по реке Оби добраться до Салехарда, а если позволят погодные условия и состояние техники, – махнуть в Надым и Новый Уренгой. Маршрут был проработан очень тщательно с учетом рельефа местности и пунктов, где есть возможность заправить снегоходы. Рассчитан он на 20-30 дней. Выбор времени года неслучаен: в марте участникам экспедиции уже не придется испытать на себе суровые морозы до –40
–50 градусов.
Пробег автономный: закупка части провианта и дозаправка топливом осуществлялась в пути. Автономность хода рассчитана на 300 км – такое расстояние могут пройти снегоходы от одной заправки до другой.

Часть 1. На родину Деда Мороза
Существует два подхода к дальним путешествиям на технике: долго и тщательно ее готовить, устанавливая узлы и детали лучших производителей, дорабатывая каждую мелочь, или ехать на полностью серийной продукции. В первом случае шансов на успех больше, но тут трудно судить, насколько надежна сама продукция. Второй подход хорош только в том случае, когда полностью доверяешь конструкции и качеству, чтобы не было, как у англичан в переводе Маршака: «Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз, длиннее был бы мой рассказ...»

ПРОВОДЫ С ОРКЕСТРОМ
В погожий мартовский день (4 марта 2010 года) размеренный ритм работы рыбинского предприятия «Русская механика» был нарушен необычным событием. На площадке перед заводоуправлением собрались люди, играл духовой оркестр, сновали журналисты и операторы городского телеканала. Прибывший мэр города Юрий Ласточкин приветствовал собравшихся и назвал причину праздника: старт пробега на снегоходах предприятия, к слову, единственного на сегодня отечественного производителя таких машин. Пробег приурочен к 40-летию производства первого серийного советского снегохода «Буран», который в свое время ознаменовал новый этап в освоении северных районов страны и стал для местных жителей незаменимым транспортным средством. Имя снегохода стало нарицательным, обозначающим любую машину для езды по снегу, а все зимние дороги с тех пор называют «буранками».
На площадке выстроились четыре машины – новые модели 2010 года, только что сошедшие с конвейера. Наиболее проходимая машина с самой широкой гусеницей (600 мм) – TAYGA 550 Patrul SWT. С таким же новым дизайном – TAYGA 550 SE, а вот «Тайга-Люкс» II выделяется рычажной подвеской лыж. Все эти три снегохода оборудованы усовершенствованными двигателями увеличенной кубатуры и мощности (55 л. с.), а вот четвертый снегоход – совершенно новая на тот момент разработка «Русской механики» для класса бюджетных утилитарно-развлекательных машин TIKSY 250. Стоит ли говорить, что пробег – самое наглядное испытание для новой серийной продукции. О том, что предстоит нелегкий и дальний путь (около 4000 км), говорили и тяжело загруженные сани – маршрут полностью автономный.
Маршрут отчасти повторял самый масштабный пробег 1974 года, в котором участвовало 10 снегоходов «Буран». Об этом памятном событии, широко освещенном в свое время журналом «За рулем», газетой «Правда» и региональной прессой, на митинге напомнили его участники Герман Дерунов и Валерий Шведов. Пожелал счастливого пути и генеральный директор завода Валерий Караваев, вложивший немало сил и средств в подготовку и организацию пробега. По опыту прежних походов можно сказать, что экипировка была на высоком уровне. Помимо теплой и удобной одежды, была закуплена специальная зимняя палатка, спальники и примусы. Для журналистской работы приготовлен ударопрочный ноутбук с интернет-выходом. В GPS-навигаторы закачаны подробные карты с треками, для экстрима припасены веревки, топоры, бензопила. Кажется, все учтено, и вот распахиваются заводские ворота, и начинается дорога дальняя…
Первая остановка – у монумента «Мать Волга», стоящего у шлюза на месте перехода Рыбинского водохранилища в Волгу. Это место стало знаковым для пробегов из Рыбинска, надеемся, что и нам каменная девушка с чайкой принесет удачу. По крайней мере, погода благоприятствует – солнечно при небольшом «минусе» – мечта снегоходчика. Время старта тоже выбрано оптимально: еще не начало таять, световые дни длинные, хотя по прогнозам за Уралом на севере за 30, но туда еще надо доехать, глядишь и потеплеет. В любом случае при езде на снегоходе лучше иметь лишний «минус», чем «плюс». Это подтверждает и опыт того первого пробега, когда, стартовав 18 марта всю дорогу страдали от оттепелей, выбивались из сил, выталкивая проваливавшиеся снегоходы. Снегопады последних недель несколько «испортили» намороженное холодной зимой покрытие водохранилища, когда по нему свободно ездили на автомобилях. Сейчас местами под глубоким снегом образовалась вода, эта каша, (на сленге снегоходчиков «слус»), может стать серьезным препятствием, особенно для груженых машин. Однако новые 550-кубовые моторы снегоходов «Тайга» в сочетании с широкими гусеницами позволяют сходу проскакивать стремные места, а TIKSY пролетает их без проблем за счет малого веса и широких накладок на лыжи. К тому же на этом малыше обнаружилась на удивление оптимальная эргономика рабочего места: удобно и сидеть, и ехать стоя. Немаловажна была и моральная поддержка заводской группы сопровождения из 6 снегоходов, которые вел начальник сектора ходовых испытаний Валера Трусов. Проехав 80 км и организовав мобильную заправку машин, мы простились с провожавшими. Дальше только вчетвером…

ПО ГАЗОПРОВОДУ
Начало пути прокатано заводскими испытателями – по нему недавно водили группу журналистов к областной достопримечательности – селу Кукобой, в котором прописался персонаж русских сказок баба Яга. Часть пути прошла по технологической дороге вдоль газопровода Ухта-Торжок. Когда начало темнеть, встали на ночлег, пройдя за день 137 км. Прибежищем стал придорожный вагончик, хотя он был без окон и дверей, но зато с исправной печкой. Двери и окна завесили чехлами от снегоходов, лапником вымели снег из помещения, затопили печь и устроились с относительным комфортом. Правда, Аркадий, не пожелав тесниться на полу, расстелил спальник под открытым звездным небом, благо было не холодно. На второй день пути, хотя поднялись за полчаса до рассвета, завтрак, заправка термосов для дневного перекуса (рассчитывать на столовые по трассе газопровода не приходится) и сборы заняли более 2,5 часов. Играет роль и фактор первой ночевки, когда вещи еще не разобраны и не разложены по местам. Еще много времени отнимает заправка: надо мешать бензин с маслом. Первым серьезным препятствием стала железная дорога – дело в том, что на газопроводных трассах дороги не оборудуют переездами. Пришлось искать место, где можно перескочить пути. Федеральную трассу Москва – Архангельск пересекли в районе города Грязовец, здесь же заехали на первую АЗС. Хотя место бойкое, 92-го бензина не оказалось. Здесь же наметился первый участок экстрима – газопроводная трасса проходит в стороне, а выезд на нее по старой магистрали осложнен разрушенным мостом через ручей и глубоким снегом. Но вот препятствие позади и вновь мчим по трассе, местами расчищенной, местами с девственным снежным покровом. Вообще, дорога эта закрыта для постороннего транспорта, а для тех, кто не понимает языка запрещающих знаков, на пересечениях с общими дорогами установлены запираемые ворота. Хотя объезд их на снегоходах не представляет особых трудностей, но снижает темп движения. На одном участке нас догнал УАЗ-ик службы охраны газопровода. После переговоров с начальником участка, было приказано вывести нас с территории объекта.  В итоге вместо оставшихся 20 км до реки Сухоны сделали крюк по дорогам общего пользования километров в 50, проехав через село Шуйское. Участок в 20 км по реке показал, что езда по ней таит сюрпризы: много снега, под которым вода. Один раз даже застряли, пришлось отцеплять сани и использовать длинный фал. К тому же поднялась пурга, сведя видимость до нуля. Помянули героизм участников первого пробега, которые шли по этой коварной реке несколько сот километров. Двигаясь снова по газопроводной трассе уже в темноте, были ослеплены прожектором. Он стоял рядом с вахтовым вагончиком, в который нас после коротких переговоров пустили ночевать. Не ожидали такого приема, оказалось, что начальник Юбилейного ЛПУ МГ Валерий Соловей родом из соседнего с Рыбинском города Мышкина, к тому же он знал директора завода Павла Дерунова, который был инициатором начала выпуска «Буранов». Вот так мир тесен и к тому же наполнен добрыми людьми! За день прошли 228 км, это уже с превышением расчетной нормы. Ночевка в оборудованном вагончике позволила существенно сэкономить время на сборах и приготовлении зав-
трака (благодаря электрочайнику), и уже в полвосьмого мы были в пути. Большая часть пути этого дня прошла по газопроводной трассе, отняли время лишь заправка в Тотьме и объезд бесчисленных запертых ворот.

ЭКСТРИМ-ФЕСТИВАЛЬ НА РОДИНЕ ДЕДА МОРОЗА
После импровизированного обеда на сиденье снегохода встала проблема поиска дороги от газопровода. Дело в том, что на следующий день мы должны прибыть в промежуточную точку маршрута – город Великий Устюг. Там проводится Экстрим-фестиваль «У Деда Мороза» в рамках IV этапа Кубка России по снегоходному кроссу, где мы должны явить свои снегоходы. Газопроводная трасса проходит в стороне от города, ни на картах, ни в GPS не показано никаких дорог, вокруг стена леса, ни души. Пытались проехать по мелкой речке, но она оказалась вскрывшейся. Дорогу показал охотник на УАЗ-ике, по которой благополучно выскочили к селу Лодейка, а от него по обочине дороги добрались до окрестностей Великого Устюга. Вновь улучшили показатель дневного пробега – 290 км.
Устроились в стоящем прямо у дороги комплексе «Вотчина Деда Мороза». Огромная, подсвечиваемая ночью территория с дворцом Деда Мороза и множеством ледяных фигур, а также вырезанных из дерева персонажей русских сказок. В городе центральное событие дня – Экстрим-фестиваль, который проводился прямо на реке перед историческим центром города. На гонки съехались сильнейшие спортсмены, в том числе фавориты – команды из Нового Уренгоя. В ходе праздника нашлось время презентации снегоходов «Русской механики». Они также были включены в показательные выступления устюжских силачей, которые на время по одному тянули снегоход с водителем (общая масса составляла 410 кг), по двое поднимали его – лучший результат показали Игорь Герасимов и Илья Алфеев (21 раз), при том что собственный вес ребят не превышал 70 кг, а возраст – 21 года. Нам бы в группу поддержки таких силачей! Также Дед Мороз подошел к снегоходам и благословил в дальний путь на Север. А ему был вручен сертификат «Русской Механики» на специальные сани, которые будут изготовлены предприятием. Ну а наша группа продолжает подготовку к следующим этапам, ведь пока пройденные 655 км – в лучшем случае лишь шестая часть всего маршрута…

Часть 2. На восток
За первые десять дней снегоходного пробега «Рыбинск – Салехард» техника, как предрекали скептики, не поломалась, и мы продвинулись на восток почти на полторы тысячи км…
В Великом Устюге остались еще на день, провели ТО снегоходов, заправились горючим, в купленную накануне надежную тару перепаковали продукты.
Прощай, Великий Устюг!
В последний раз позавтракав в кафе, съехали на Сухону, около города впадающую в Северную Двину. По этой реке проехали 66 км до того места, где ее пересекает газопровод. По пути (на 50-м км) «Тайга» застряла в слусе, при попытке выехать обнаружилось, что ослабла гусеница и выскочил болт крепления оси качалки гусеницы. Подходящее место для натягивания гусеницы. И снова газопроводная трасса, и снова пересечение с железной дорогой без переезда, и снова запертые ворота, которые приходится объезжать. В двух местах объезды оказались затруднительными: в одном дорога оказалась обрыта очень глубокими кюветами, а в другом ворота стояли прямо на мосту. Прошлогодний опыт движения по этой трассе сильно экономил время – там, где мы упирались в непреодолимые препятствия и теряли время на поиски объезда и опроса редких местных жителей, в этот раз все сводилось к безошибочной езде по треку. Вот свернули на пересекающую дорогу к трассе, по обочине которой поехали. Пересекли реку Виледь с крутыми берегами, попали в поселке Виледь в столовую «От рассвета до заката» (название напомнило фильм Квентина Тарантино, особенно замечательный в переводе Гоблина). Никаких вампиров здесь не наблюдалось, и вообще, с прошлого года ничего не изменилось – прохладный зал, обильное меню и даже девушка за стойкой (ростом и фигурой походящая на 15-летнюю школьницу). Она (Наташа) тоже узнала нас с Аркадием.

БЕЛИЧИЙ ДОМИК
От Виледи по участку газопроводной дороги активно ездит местный транспорт, снег перемешан с песком и снегоходы шли тяжело. Как там склизы подвески гусеницы, лучше не думать. Уже в темноте съехали на дороги общего пользования, которые привели к поселку Урдома (название переводится как «Беличий домик»). Здесь вотчина газпрома, есть железнодорожная станция, оживленное движение, АЗС и гостиница. За день пройдено 210 км (от Рыбинска 765 км). До Сыктывкара, нашей следующей цели, около 200 км. Посовещавшись утром, решили, что лучше посвятить день подготовке техники, тем более что утром по ТВ астролог сказал, что сегодня будут проблемы с техникой. Роман снял тележку гусеницы, с Аркадием поехали на сварку на местный автосервис. Там ее отремонтировали по бартеру (починили «Тайгу» хозяина станции).

ЛЕСОВОЗНЫМИ ДОРОГАМИ
Восьмой день пути ознаменовался ранним подъемом и морозцем в 22 градуса. Снегоходы охотно завелись, как будто тоже рвались в бой. Прекрасная дорога, 56 км до Мадмаса, здесь ушли с газопроводной трассы. Скорее всего, ее мы больше не увидим, по крайней мере, в этом году. От Мадмаса идут хорошо очищенные лесовозные дороги, проехав по которым 50 км, съехали на просеку. По GPS-навигатору до села Новое Ипатово всего 2 км. Заправились, уточнили дорогу и поехали по лесовозным зимникам. Дороги в прекрасном состоянии для езды на снегоходах, вплоть до объездной дороги вокруг Сыктывкара – столицы республики Коми. Нас встретил Николай Савченко из компании «Снегоход-Коми», официального дилера «Русской механики». За день пройден 181 км, разменяли первую тысячу километров от Рыбинска.

СКВОЗЬ ПУРГУ
Сложной проблемой оказался объезд города: Сыктывкар, столица Коми, растянулся вдоль реки Вычегды километров на 20. Понятно, что через город с интенсивным движением на снегоходах не поедешь, выход – объезжать по реке. Так попытались сделать, но столкнулись с неожиданным препятствием – потоком горячей и вдобавок вонючей воды из трубы целлюлозного комбината. Пришлось немного проехать по городу, чтобы объехать комбинат.
Съехали на реку, русло которой на этом участке выделывает фантастические изгибы. Попытки срезать привели к попаданию в слус, даже флагманский «Патруль» увяз по самые подножки. Выдергивание снегоходов и саней отняло много времени, и выскочили на трассу Сыктывкар – Троицк-Печорский уже к обеду.
К этому времени пурга, робко начавшаяся с утра, уже бушевала в полную силу. Однако нас, в отличие от водителей машин и работников коммунальных служб, это только радовало: появилась возможность наверстать упущенное время ездой по федеральной трассе, которая в обычном состоянии – голый асфальт. У поселка Подтыбок плотно поели в столовой и свернули на второстепенную дорогу на другом берегу Вычегды. Она более живописна, проходит через старые селения с экзотичными названиями Аныб, Ручь, Деревянск. Дома старые, деревянные где-то на треть брошены и разрушаются. Однако, в отличие от наших деревень, много молодежи и детей, которые приветственно махали руками. В республике Коми в ходу национальный язык, некоторые имена и надписи кажутся странными, как будто сделаны с ошибками.
В райцентр Усть-Кулом (230 км от Сыктывкара) прибыли в глубокой темноте. На АЗС затарились по-полной: впереди сложный переход через тайгу к поселку Якша, стоящему в предгорье Уральского хребта, который предстоит преодолеть. Пока заливали бензин, разговорились с заправщицей Любой. Она сменялась и предложила показать нам гостиницу, а заодно реализовала свою мечту – прокатиться на снегоходе. И вот мы поселились в роскошной гостинице «Таежная», построенной по какому-то случаю поляками и оснащенной на уровне, если не пяти, то четырех звезд точно.
13 марта – в день с таким числом лучше не начинать переход  через тайгу. Занимаемся профилактическим осмотром техники, пишем материалы для прессы – дальше выход в Интернет будет проблематичным.
Итого от Рыбинска прошли
1350 км, это примерно треть всего пути.
 

Фото участников экспедиции

Истории читателей

  • Испытание пробегом / Пробег "Рыбинск-Салехард"

НАШИ ПРОЕКТЫ

Red Sleds Racing

День Квадроциклиста

 

Телефон редакции

(812) 363-47-84

Все права защищены и охраняются законом © 2007 ИД "Автомедиа"
Перепечатка материалов RedSleds.ru разрешается только с письменного разрешения редакции при обязательной установке активной гиперссылки на сайт redsleds.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой "по материалам журнала RedSleds.ru"

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС2-8439 от 12 января 2007 года