КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
« Август 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
добавить событие
СООБЩЕСТВО
ИНТЕРАКТИВ
ГОЛОСОВАНИЕ
Как вы готовите технику к сезону?
Главная страницаАрхив журнала№ 11, ноябрь 2010ШколаГде держать ноги? / Школа одежды "для чайников"

Где держать ноги? / Школа одежды "для чайников"

Мороз, метель или оттепель – ничто не помешает насладиться снегоходной прогулкой, если экипировка правильная и если она грамотно скомпонована. Что одевать на ноги и как их грамотно держать в тепле и сухости.

Русская поговорка «Держи ноги в тепле, а голову в холоде», по мнению физиологов, имеет научную подоснову. Конструкция человеческого организма устроена так, что «поставщиком» тепла служат легкие и кишечник. До головы тепло от них доходит легче, чем до ног, потому ноги, как правило, холоднее головы и тепло теряют намного быстрее.
Правильная обувь снегоходчика решает сразу комплекс вопросов. Это и жизненно важное тепло, и отвод влаги, и защита ног от физического воздействия (травмы), и хорошая фиксация на подножке снежика.
Правда, в силу того что формат катания у всех разный, то и обувь нужна специальная. Универсальные русские валенки хороши прежде всего в финансовом плане, но назвать их многофункциональными трудно. Рассмотрим 4 основных формата катания:  реальный спорт, активные покатушки, туризм и утилитарное использование. Если первые три вопросов не вызывают, то по использованию поясню. Это охота, рыбалка и труд, будь то работа оленевода или финского «снегоходного» полицейского…

>>Практика эксплуатации дополняет картинку грамотной экипировки знаниями функционального плана. Так, сноубордические боты на шнуровке BOA фиксируют ногу лучше обычных шнурков, но весьма часто в снегоходной теме ломаются из-за механических ударных дефектов. Поломка BOA – это практически полный выход ботинка из строя. Шнурки в этом плане надежней.

Спорт
Снегоходный кросс, эндуро и фристайл – эти дисциплины, как и соответствующие тренировки, требуют обувь весьма специфическую и обладающую широким спектром характеристик.
Хорошая фиксация ноги, которая достигается грамотной шнуровкой и наличием специальных дополнительных креплений-застежек, нужна и для лучшего контроля снегохода, и для большей безопасности своих конечностей.
В этом формате катания организм вырабатывает так много тепла, что первоочередной задачей является не столько его сохранение, сколько отвод влаги. Потому нужно выбирать обувь или с техническими мембранами или с натуральными (кожа). Легкость – ключевое слово в спорте. Это касается всей экипировки, от шлема до ботинок и самого снегохода. Если со стороны непрофессионалам кажется, что спортсмен как будто стоит на одном месте, на самом деле  он «ходит» по подножкам. И вес обуви обратно пропорционален усталости.
Спортивные снегоходы имеют на подножках такую зону, как стремена. Они у всех разные и для комфортной (безопасной) езды нужно, чтобы носок ботинка оптимально входил в стремена – не застревал и сильно не болтался. Энергоемкость подошвы – это большой плюс, потому как жесткие приземления и сильные удары на подвеску снегохода – явление нередкое. Практически у каждого производителя снегоходов есть модель для спорта. Как правило, это ботинок по высоте и форме на манер сноубордического, с ручной или механической шнуровкой.


>>Комфортная температура использования – это рекомендация, так как комфорт может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

Активное катание
Этот формат весьма близок к спортивному и практически повторяет весь список требований за исключением фактора сохранения тепла. В случае активного катания он важен. Почему? Потому что спортсмены, в отличие от гражданских, «дубасят» или короткие 20-минутные заезды или длинные эндуро по часу и более, но без остановок на любование природой или перекус. Без прогулок по снегу и простых радостей… После окончания они идут в свой трейлер, где уже в тепле одевают сменную сухую пару.
Активный же райдер выкладывается весьма ограниченное время, потому на привалах «тепловой» фактор имеет значение.
Выбирая ботинки (сапоги) для такого формата, обращайте внимание на утеплитель и тепловые допуски, которые обязательно присутствуют на обуви, стойкой к морозам. Минус 50-60 – для активного катания вполне комфортные значения допусков.
Чисто внешне такая обувь выглядит очень разнообразно. У каждого производителя свой взгляд на стандарт активного катания. Есть модели на манер сноубордических, есть как сапожки с дополнительной шнуровкой и застежками. В сезоне 2011 у канадских Ski-Doo в каталоге сразу 3 модели. У Baffin, славящегося своей морозостойкостью, симпатичная модель Pivot (до минус 70) с необычным (задним) расположением BOA-закрутки.

утилитарное использование
Эксплуатация самая жесткая в плане экстремальных температур и формата. Здесь как само катание на снегоходах, так и транспортировка к использованию. Охотники часто сидят «на номерах» (в засаде), а рыбаки долго на льду,  финский полицейский много ходит, пока «исследует» всех русских и разберется, почему на наши снегоходы дают «тракторные» номера.
Не у каждого производителя снегоходов есть линейка обуви соответствующего уровня. В сезоне 2011 года Ski-Doo предлагает модель со звучным названием Ab-
solute. Особенностью этой модели является трехслойная структура. Специальная система изоляции Spacetex объединяет в себе микроперфорированный войлок и отражающий металлизированный материал для удержания тепла и отвода влаги. Для большего комфорта в модели сапог Absolute использованы две изоляционные вставки: внешняя изготовлена из сочетания натуральной шерсти и полипропилена, а внутренняя вставка сделана из полиэстера и полипропилена. Наружная оболочка сапог выполнена из устойчивого
к разрывам полиэстера.
Комфортный уровень катания – до -76 градусов мороза. Большая часть охотников при температурах до -20 градусов катается в охотничьих сапогах компаний Hunter, Kamik, Muck Boots. Их преимущества – отличная влагостойкость вкупе с нормальной теплозащитой. У производителя обуви Baffin есть низкотемпературная серия Polar с индексом минус 100 градусов по Цельсию. Из 5-ти моделей можно подобрать по своему вкусу, цели использования и даже модели снегохода. Хорошая обувь стоит денег. Любителям экономии можно рекомендовать способ проверенный временем и кризисами, – валенки плюс бахилы от химзащиты.

туризм
Покатушки выходного дня без экстремальных нагрузок – это формат туризма или то, что мы вкладываем в данное понятие. Теплоизоляционные свойства плюс водонепроницаемость – два ключевых параметра, которыми должна обладать обувь туриста. Если производитель пишет температурные допуски эксплуатации, ориентируйтесь на цифры от минус 50-ти, и чем больше, тем лучше.  
Жесткая шнуровка не нужна – ногам в таком сапоге должно быть комфортно, в меру свободно, чтобы они не уставали там. Затягивать их ни к чему.
Сверху желательна муфта на шнуровке и защищающая от попадания снега, – затянул шнурки по термобелью и ныряй в снег, чтобы спокойно откопать снежик или выдернуть товарища.
Если есть внутренний съемный носок – тоже хорошо. Отдельно от сапога
этот комплект сушится в разы быстрее.
Светоотражающие элементы будут не лишними: в условиях короткого светового дня, метели или еще каких ограничениях видимости это весьма необходимая мера пассивной безопасности.
Кстати, если найдете на своих ботинках лейбл Rec-
co, это вшитый лавинный датчик, который работает как пассивный ответчик на специальное поисковое оборудование людей под снегом. Правда, в России такого оборудования нет,
но в нормальной стране лишним не будет.

тепло-2011

В коллекциях-2011 из снегоходных производителей больше всего отличились Ski-Doo – 6 новых моделей, включая одну пару детских! Широкая коллекция у Yamaha – 7 моделей, включая 2009 года. Из независимых производителей интересная линейка у HMK – 5 модных моделей для активного катания. И, конечно, Baffin – его зимняя коллекция покрывает широкий функциональный и температурный спектр. 
Так что держать ноги в тепле есть где! 
Правильные снегоходные сапоги – это не только красивый стиль, но и наше здоровье. «Держи ноги в тепле, а голову в холоде»! Но эта поговорка не означает катания без шлема, и следующий выпуск мы делаем по теме Snowmobile Helmets.

Текст: Сергей Кубанов



 

НАШИ ПРОЕКТЫ

Red Sleds Racing

День Квадроциклиста

 

Телефон редакции

(812) 363-47-84

Все права защищены и охраняются законом © 2007 ИД "Автомедиа"
Перепечатка материалов RedSleds.ru разрешается только с письменного разрешения редакции при обязательной установке активной гиперссылки на сайт redsleds.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой "по материалам журнала RedSleds.ru"

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС2-8439 от 12 января 2007 года