КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
« Ноябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31
 
1 2 3
 
4
 
 
5
6 7 8 9
 
10 11 12
13
 
14 15 16 17 18 19
20 21 22 23
 
24
 
25 26
27 28 29 30 1
 
2
 
 
3
 
Выставки и фестивали Соревнования Встречи
добавить событие
СООБЩЕСТВО
ИНТЕРАКТИВ
ГОЛОСОВАНИЕ
Как вы готовите технику к сезону?

История ATV. Часть 2

Дебют нового транспортного средства получился весьма громким. Киношный пеар сработал как нужно. Там очень наглядно показали, как можно использовать эти «Вседорожные Мотоциклы» или ATC (All-Terrain Cycle). Но это было лишь началом истории ATV.

Как я и отметил в предыдущей статье, первое время никто и не помышлял использовать трехколесники как утилитарные машины. Да и в фильме «007: Бриллианты навсегда» (007: Diamonds Are Forever) было очень красочно продемонстрировано, как классно можно гонять по песчаным дюнам на этих ATC.

Причем, что интересно. Когда японцы разрабатывали эти компактные вездеходы, они думали об ATC скорее не как о средстве развлечения, а как о минитракторе, способном помочь фермерам в их труде в горных районах страны. Весной, когда тают снега, крутые горные дороги и склоны становятся непроходимыми для обычного транспорта и вот как раз для такого бездорожья и создавались эти машинки. Не напрасно их оснастили большими дутыми колесами с малым давлением на грунт. Они и зимой себя неплохо чувствовали в рыхлом снегу.

Но так уж случилось, что американское видение и Голливуд показали несколько иной путь развития этой технике, и первые годы никто и не помышлял об утилитарном использовании ATC. Но те же американские пользователи, в итоге, на собственном примере и опыте показали спектр использования подобной техники, что в итоге породило ее развитие в разных направлениях. И как бы их сегодня не называли, основными всегда были и остаются утилитарный класс и спортивный. Спортивные стали неким обособленным классом, приспособленным лишь для драйва и не столь удобным в повседневной эксплуатации. А вот утилитарные стали развиваться в своего рода подвиды. Непосредственно утилитарные, с набором навесного оборудования, и квадрики для путешествий: для охотников, рыболовов, туристов и даже полицейских. Нет, конечно, они не стали какими-то специальными по конструкции, но наличие навесного оборудования делало их более удобными для определенного, конкретного использования. И вот все это появилось в США. Именно там ATC стали примерять на все случаи жизни.

Но, фактически, до 80-х годов, ATC использовались лишь для развлечения. Достаточно лишь посмотреть рекламные буклеты тех лет. Тогда ферма на заднем фоне показывалась лишь потому, что только за городом на трехколесных вездеходах и можно было ездить. Ну или намекали на сравнение с железным скакуном. Не более того. И лишь с 1981 г. у той же Honda в буклетах можно увидеть, как ATC используются в хозяйстве, для перевозки тюков с сеном, к примеру. Можно увидеть навесное оборудование. Пока лишь багажники сзади и спереди, но это уже что-то. В буклетах 82-го года все еще серьезнее. Уже есть различные прицепы и намек на куда более высокий потенциал использования этой техники.

1978 - YamahaХотя. Стоит отметить, что те же багажники для ATC были предложены куда раньше. Все же предками этих транспортных средств были мотоциклы и скутеры, а там различные корзинки и багажнички уже давно использовались. Я нашел патент на багажник для 3-колесного транспортного средства датированный 1978 г. И этот багажник именно предполагался для ATC. И в том патенте, как подтверждение моих слов, были ссылки на другие патенты начала прошлого века. То есть, идея не была нова и буквально напрашивалась, учитывая более устойчивую 3-колесную конструкцию, где сзади есть 2 колеса и можно установить довольно большой багажник.

К чему все это? Дело в том, что изобретательность американских клиентов привела не только к расширению модельного ряда ATC, но и просто стимулировало продажи этой техники. А где есть продажи – там неизбежно появление конкуренции. Первой спохватилась другая японская корпорация – Yamaha. В начале 1978 г. компания подала заявку на патент «Мототрицикл». Никаких аббревиатур, как есть так и назвали: 3-колесный мотоцикл. Тем более, что Honda закрепила за собой не только конструкцию и идею 3-колесного мотовездехода, но и сам термин ATC (All-Terrain Cycle – Вседорожный Мотоцикл).
Но, как бы то ни было, конкуренцию уже невозможно было остановить, и в 1979 г. Yamaha представила свой первый и весьма успешный мотовездеход YT125 на рынок. В США он появился в 1980 г. под названием Yamaha Tri-Moto. Этот трицикл имел 2-таткный 123-кубовый мотор и 5-ступенчатую трансмиссию.

С одной стороны, последователям куда проще. Они могут многому научиться на ошибках первооткрывателей. Но с другой стороны, обойти патенты, которыми сопровождает свою новаторскую разработку компания-пионер, порой чертовски сложно. Так и с ATC. Honda, как зачинатель нового класса, за эти годы успела проработать конструкцию и закрепить ее патентами, обойти которые не всегда удавалось.
Кроме того, и сама компания Honda не стояла на месте, а продолжала совершенствовать свою идею, еще больше закрепляя свое лидерство. Так, в 1981 г. появилась первая, по-настоящему спортивная модель ATC250R, где были использованы наработки из мотокросса. Мощный 2-тактный, 248-кубовый мотор, регулируемая подвеска спереди и сзади, передние дисковые тормоза, ручной привод сцепления. Серьезный был аппарат. К слову о подвеске. Несмотря на то, что все мотопроизводители оснащали свою технику передней и задней подвесками, на первых ATC ее не ставили. Жесткость конструкции компенсировали колеса с низким давлением – «дутики». Внедрение подвески позволило перейти к нормальным колесам, оснащенным протектором с ярко выраженными грунтозацепами. И переход этот начался именно со спортивных моделей. В 1983 г. Honda показала свою самую успешную 3-колесную спортивную модель ATC200X. Она имела мощный 1-цилиндровый, 4-тактный двигатель, подвеску спереди и сзади и легкие, алюминиевые колеса.
В 1981 г. и Kawasaki предложили свой мотовездеход KTL200. Здесь уже наметилась явная конкуренция и развитие техники. Так, например, в те годы на рынке царили мелкие моторы, на 70 и 90 кубов. Kawasaki KTL200 пришел на рынок с большим 4-тактным мотором, объемом 198 кубиков. В отличии от своих конкурентов от Honda и Yamaha, он уже имел электрический стартер, ручное сцепление, электропуск, и двухрежимный дифференциал (с блокировкой). Об этом хочется сказать отдельно. Дело в том, что мне удалось найти патент от 1980 г., где Kawasaki предлагает блокируемый дифференциал для задней оси мотовездехода. Очень мудро. Пока остальные бьются над тем, как обойти чужие патенты, нужно прорабатывать другие элементы конструкции мотовездеходов, которые могут быть востребованы в будущем. При этом важно не ошибиться. К примеру, та же Honda в 1982 г. Получила патент на переднюю вилку с амортизаторами, для 3-колесного мотовездехода. Это патент станет лишним уже через несколько лет, тогда как блокируемый дифференциал востребован и по сей день.

В 1982 г. компания Honda представила одну из самых успешных моделей – ATC200E Big Red. «Большой Красный» был нацелен именно на утилитарное использование. С этой модели, можно сказать, и стартовал класс утилитарников. Она предлагала своим клиентам переднюю телескопическую подвеску, багажник спереди и сзади в качестве стандартного оснащения, 192-кубовый мотор с элетрозапуском, 5-ступенчатую, полуавтоматическую трансмиссию и целый ряд дополнительного оборудования различного назначения. Эта модель была очень популярна в США. В особенности у охотников. Очень выносливая, очень проходимая, с большим запасом хода.

Но в этом же году весь этот рынок малых мотовездеходов ждало настоящее потрясение. Причем сначала из основных игроков никто ничего не понял. Еще один японский производитель мототехники, посмотрел на эту борьбу с патентами и попытки отвоевать у Honda хотя бы часть рынка, и сделал казалось бы банальный и простой, но очень сильный ход. В этом году компания Suzuki подала заявку на патент 4-колесного мотовездихода, который, по сути, и стал по-настоящему первым квадроциклом.

Кстати. Хочется вспомнить кое-что из первой статьи. Само слово квадроцикл пошло от довольно древних велосипедов, где использовались не 2, а 4 колеса. Quadracycle, quadcycle, quadrocycle или four-wheel bicycle Кто учился на велосипеде кататься с парой боковых колесиков? Вот это и есть первые квадроциклы. Еще в 1853 г. показали такой оригинальный 4-колесный транспорт.
Сегодня существует немало терминов, которыми называют такие вездеходы. У нас их называют мотовездеходами или русской транскрипцией «квадроцикл». В США часто можно услышать, наряду с ATV термин «four-wheelers» (четырехколесники). В других англоязычных странах – «quad bikes» or «quad cycles». А, к примеру, в Израиле – «Polarises» (по названию известного американского производителя квадроциклов) А в Австралии используется термин «forbys». Что это означает мне, к сожалению, так и не удалось найти. Так же ATV можно смело называть Off Highway Vehicles (OHV) или Off Road Vehicles (ORV), что означает ни что иное, как «внедорожные транспортные средства». Но вернемся к истории.

Так вот, в 1982 г. компания Suzuki выпустила свою модель ATV – QuadRunner LT125. Причем она позиционировалась как «развлекательное транспортное средство для начинающих». То есть, речь шла лишь о том, чтобы научиться ездить на мотовездеходе и для устойчивости была использована схема с четырмя колесами. Такой вывод следует еще и из того, что сама компания Suzuki, разрабатывала и продавала 3-колесные мотовездиходы как до того, так и некоторое время после выпуска своего 4-колесного первенца. Но, нужно заметить, это было не долго.

В 1983 г. Suzuki QuadRunner LT125 пошел в продажу в США. И вроде бы, поначалу, эта идея с четырмя колесами, была воспринята довольно странно. Ведь отказ от мотоциклетной передней части – это не только усложнение и удорожание конструкции, но и увеличение веса мотовездехода, а масса тут крайне важна. Однако довольно скоро проявились плюсы такой компановки, а именно – большая сбалансированность этой симметричной кострукции.

В том же 1983 г., когда Suzuki открыла новый мир, вышла следующая модель Yamaha – Tri-Moto 225DX, которая стала еще успешнее и интереснее, чем первая YT125. Она первой на рынке получила не цепной, а карданный привод на заднюю ось, а так же электрический стартер. Потом была первая детская модель компании – Yamaha YT60 Tri-Zinger 1984 г. Тут же и Suzuki выпускает небольшую, но, в отличии от Yamaha, уже 4-колесную модель LT50, которая стала очень популярной. Многие начинающие квадроциклисты тех лет начинали именно с этой модели. В том же 1984 г., с моделью YFM200 Moto-4, на рынок 4-колесных мотовездеходов выходит и компания Yamaha. Это был, уже квадроцикл, оснащенный 196-кубовым 4-тактным мотором.
Honda так же поспешила представить свой вариант «четырехколесника», но начала не с детских квадриков, как конкуренты. Модель TRX200 1984 г., оснащенная 1-цилиндровым, 4-тактным мотором, 5-ступенчатой КПП с реверсом, карданной передачей и багажниками спереди и сзади, сразу же позиционировалась как исключительно утилитарная. Хотя. Все квадроциклы, в той или иной степени, средство развлечения. Тем, собственно, и хорош этот вид транспорта.

В 1985 г., свой квадроцикл выпускает и Kawasaki – Bayou 185 (KLF185-A). Таким образом, все японские компании представлены на рынке с собственными 4-колесными ATV. Но куда интереснее другое событие, произошедшее в этом году.

Polaris ScramblerНе желая отдавать свой рынок на откуп японским компаниям, американские производители все же не смогли содать конкурентно-способный 3-колесных вездеход, но вот с 4-колесниками решили, во что бы то ни стало, застолбить долю на рынке. И вот в марте 1985 г. на рынок ATV выходит американская компания Polaris Industries. И компания заявила о себе очень громко. Будучи весьма успешным производителем снегоходов, они сумели привнести нечто новое в ATV. Так, на первом квадроцикле Polaris Trail Boss впервые появились: автоматическая трансмиссия вариаторного типа Automatic Polaris Variable Transmission (PVT), задняя подвеска с большим ходом, передняя подвеска типа MacPherson, дисковые тормоза на все 4 колеса, сплошные, большие подножки. Кстати. Кроме вышеупомянутого 4-колесника, американцы все же подстраховались, и выпустили 3-колесную модель Scrambler. Причем, за пару лет, было построено 1700 таких мотовездеходов, и после 1986 г. уже пошли только 4-колесные квадрики.

Приход американцев здорово оживил этот рынок. Новинки посыпались как из рога изобилия. Каждый производитель пытался перещеголять других объемом мотора, оснащением, возможностями.

PolarisНо самое интересное то, что при всем том ажиотаже, что привнесла на рынок 4-колесная идея Suzuki, 3-колесные мотовездеходы не сдались сразу, а продолжали оставаться весьма популярными еще некоторое время. И как рабочие лошадки, и особенно как спортивные мотовездеходы. Так, последняя 3-колесная модель Yamaha была выпущена в 1985 г. Причем ею стала первая по-настоящему гоночная модель компании – Yamaha Tri-Z YTZ250. Она получила дисковые гидравлические тормоза, газовые передние амортизаторы, заднюю маятниковую подвеску с одним амортизатором, топливный бак под сидением, для более низкого центра тяжести, мощный 250-кубовый 2-тактник с жидкостным охлаждением. Очень серьезный был аппарат. После него придет время знаменитым ныне именам Warrior и Banshee.

В 1984 г. компания Kawasaki продавала модель Tecate KXT250 с 249-кубовым 2-тактным мотором и 5-ступенчатой КПП с ручным сцеплением. И эта модель, с некоторыми изменениями, будет продаваться до 1987 г.
Выпустив свой 4-колесник, Honda, все же, сопротивлялась дольше всех. Будучи почти монополистом в 3-колесных вездеходах, Honda очень тяжело отказывалась от этой идеалогии. В 1987 г. компания выпускает 4 модели о трех колесах. Это был последний модельный год для 3-колесных мотовездиходов. И, возможно, Honda не отказалась бы вовсе от своего детища, если бы не вмешался, как сейчас говорят, административный аппарат. Но это уже другая история.


Эксперт: Даниил Шургальский

Даниил Шургальский

Эксперт

  • История ATV. Часть 2

НАШИ ПРОЕКТЫ

Red Sleds Racing

День Квадроциклиста

 

Телефон редакции

(812) 363-47-84

Все права защищены и охраняются законом © 2007 ИД "Автомедиа"
Перепечатка материалов RedSleds.ru разрешается только с письменного разрешения редакции при обязательной установке активной гиперссылки на сайт redsleds.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой "по материалам журнала RedSleds.ru"

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС2-8439 от 12 января 2007 года