КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
« Октябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
добавить событие
СООБЩЕСТВО
ИНТЕРАКТИВ
ГОЛОСОВАНИЕ
Как вы готовите технику к сезону?

История ATV Часть 1

Какими бы хорошими ни были дороги – человека всегда тянет туда, где они плохие или же их нет вовсе. Именно для таких энтузиастов и создавались ATV, что означает All-Terrain Vehicle – вседорожное транспортное средство. Сегодня в России мы их знаем как «квадроциклы».

Но до привычных сегодня 4-колесников были реальные вседо-рожники. Как правило, это были 6- и 8-колесные вездеходы. Пусть и довольно компактные, но все же почти как автомобили. Эдакие БТРы в миниатюре. Именно они были первыми ATV. К примеру, модель Jiger (www.jiger.ca), которая поступила в продажу в 1962 г. И до 70-х годов такие машинки были безумно популярны в США и Канаде. Но затем, когда появились первые квадроциклы, этот класс переименовали. Теперь они называются AATV (Amphibious All-Terrain Vehicle). В данном случае приставка «Amphibious» означает, что такие транспортные средства могут не только ездить, но и плавать. Именно так. Это амфибии. Сегодня ряд компаний продолжает производить подобную технику. И она пользуется пусть и не столь ощутимым успехом, как ранее, но все же довольно распространена (www.argoatv.com, www.maxatvs.com, www.tritonatv.com). Но мы говорим про квадроци-клы, а это совсем другая концепция. Фактически речь идет о мотоцикле с более чем двумя колесами. Причем не о скутерах, где сзади или спереди применяются 2 колеса, призванных сделать его более устойчивым при движении с малыми скоростями или при посадке-высадке. Речь идет о мотоциклах с широко расставленными колесами. Ну это если совсем упрощенно говорить об ATV.

И вот у таких транспортных средств есть куда более древний и близкий предок – трайки или трициклы. Собственно, с такого трицикла с паровым двигателем и зародились все автомобили. Хотя… Нет. Это также не совсем предки ATV. Это были пусть и 3-колесные, но все же автомобили. Кстати. Слово «квадроцикл» пошло от довольно древних велосипедов, где использовались не 2, а 4 колеса. Quadra cycle, quadcycle, quadrocycle или four-wheel bicycle. Кто учился на велосипеде кататься с парой боковых колесиков? Вот это и есть первые квадроциклы. Еще в 1853 г. показали такой транспорт. Но, опять же, тут речь идет о педальных транспортных средствах на мускульной тяге, а нас интересует моторизированный транспорт. Думаю, что будет правильным назвать настоящими предками ATV – мотоцикл с коляской. Уже в начале прошлого столетия появились пристяжные коляски к мотоциклам. Первое упоминание о таком оригинальном приспособлении датируется 1903 г. Поначалу это были плетеные кресла, и лишь позже появились полноценные люльки. А в начале 30-х годов и система привода колеса коляски, что сделало такие мотоциклы настоящими вездеходами. Особую популярность эти неприхотливые машинки приобрели во время Второй мировой войны. В Германии мотоциклы с коляской появились еще в 30-х годах, и тогда же их тайно закупили и доставили в СССР. За основу был взят BMW R71 и полностью скопирован. Так в 1940 г. на свет появились мотоциклы «Урал» Ирбитского мотоциклетного завода. Долгие годы мотоциклы с коляской были весьма и весьма популярны, пока не превратились в некий фетиш и чисто спортивное развлечение.

Кстати. Одним из производителей колясок для мотоциклов была английская компания Swallow Sidecar Company. В 1945 г. она была переименована в Jaguar Cars Ltd. Так что в свое время это был весьма серьезный бизнес. Но вернемся к более близким годам и конструкциям. Среди старых патентов мне удалось найти одну оригинальную конструкцию. Документ датирован 18 марта 1931 г. Некий Eleuthere Paul du Pont, представляющий мотоциклетную компанию Indian Motorcycle Company, предлагает вариант 3-колесного мотоцикла. Причем со своего рода багажником и мягким верхом на складном каркасе. Очень знакомая конструкция. Но есть одно «но». Здесь ведущее лишь одно заднее колесо. Как у обычного мотоцикла. Второе, хоть и симметрично расположенное, является лишь опорным, для придания трайку большей устойчивости. По этой же схеме делались и все еще делаются 3-колесные скутеры. Похоже, но не совсем то, что нам нужно. И вот так я плавно подошел к непосредственному предку всех ныне существующих квадроци-клов. Где-то в 1967 г. в Honda R&D Ltd. поступил заказ от американских дилеров компании. Собственно, просьба была более чем логична. «Летом мы продаем мотоциклы, а что делать, когда становится прохладно, к зиме?» Запрос резонный, и компания приняла заказ. Отцом первого квадроцикла стал инженер Honda – Осаму Такеючи (Osamu Takeuchi). Ему дали в помощь несколько инженеров и поручили вести этот проект.

Как разрабатывается новая техника? Кто-то кричит «Эврика», и все начинают работать? Может и так, но только не в тот раз, и только не японцы. Уж кто-кто, а эти товарищи очень хорошо умеют собирать информацию со всего мира, перерабатывать ее, анализировать и принимать правильные решения. Так и в этом случае. Было куплено все, что только есть в мире из внедорожной, развлекательной и т.п. тематики. Были пересмотрены все варианты. От 2- до 6-колесных аппаратов. В итоге было принято решение сделать 3-колесный вариант. И рассчитывать его возможности на снег, грязь, плохую дорогу. То есть не ограничиваться только лишь зимой (что запрашивали американские дилеры), а сделать более универсальный аппарат.

Итак, первым ATV в мире стала Honda US90. Точнее сказать, сами японцы дали ей сперва другое определение, другой термин – ATC, или All Terrain Cycles. Все же они считали его своего рода вариацией мотоцикла, потому и назвали All Terrain Cycles – «вседорожный мотоцикл». Нужно понимать, что надо было не слишком сильно перегнуть палку с себестоимостью, иначе никто бы не стал покупать пусть и новую, интересную, но весьма еще непонятную и к тому же дорогую игрушку. Посему-то и остановились на 3-колесном варианте. И базу не стали разрабатывать по новой, а взяли свой же мотоцикл Honda ST70. Точнее, его детали: 4-тактный одноцилиндровый 70-кубовый двигатель и детали шасси. Собственно, в самой конструкции ничего особенного не было. Тот же мотоцикл, но сзади на маятниковом рычаге закреплена ось и два колеса. Все просто. Но уже только это дало большой плюс и в устойчивости на малых скоростях движения, и в проходимости по плохим покрытиям. Хотя здесь не все поначалу было гладким.

Сперва инженеры установили чуть ли не тракторные колеса с агрессивным рисунком протектора, но оказалось, что для такого небольшого и легкого транспортного средства они работают не слишком хорошо. В особенности на рыхлых поверхностях: снег, песок, грязь.

Мотоциклетные шины также не подходили. И лишь когда Осама Такеючи получил из США 6-колесную амфибию Amphi-Cat – дела сдвинулись с мертвой точки. На ней были установлены 20-дюймовые колеса низкого давления высокой проходимости и плавучести. Помудровав с ними, в итоге были разработаны специальные шины низкого давления. 22-дюймовые колеса, накачанные до 2,2 psi, как нельзя лучше подошли к Honda US90.

Кстати. Индекс «90» в названии ATC появился потому, что, решив проблему с шинами, инженеры натолкнулись на то, что 70-кубовый мотор попросту не тянет нормального взрослого человека по грязи, песку, снегу. Тогда-то и сменили мотор на более мощный, 89-кубовый 4-такт-ный 1-цилиндровый двигатель, мощностью в 7 л. с., а заодно и КПП поставили 4-ступенчатую 2-режимную с автоматическим сцеплением. Вот теперь машинка поехала… но еще не совсем так, как надо.

Испытатели и инженеры быстро осознали, что у них получился не совсем 3-колесный мотоцикл, а нечто иное. Намотав немало километров по бездорожью и песчаным барханам с наклоном поверхности до 35 градусов, было сделано немало усовершенствований в шасси. Чтобы новая машинка была хороша не только для отжига по бездорожью, но и для работы в поле, на ферме, в лесу. Переделать пришлось довольно много. Не напрасно, в итоге всех изысканий Осама Такеючи запатентовал свою конструкцию. Стандартная мотоциклетная рама не подошла. В итоге появилась треугольная рама с подножками вне треугольника, для облегчения управления. Кстати. Уже тогда появились наметки насчет 4-колесной конструкции, но это случилось позже. Зато именно тогда было найдено решение для ручки газа. Дело в том, что мотоциклетная ручка газа, которую нужно было вращать на себя, оказалась неудобной, поскольку ее было сложно контролировать при совершении маневров. Установка вместо нее рычага газа под большой палец позволила водителю при маневрировании перемещать собственный вес, при этом точно контролируя газ. При разработке привода предусматривался межколесный дифференциал сзади, но потом от него отказались в пользу сплошной оси. Видимо, также сработал вопрос себестоимости. Но не только. Для таких дорог, а точнее бездорожья, на который рассчитывалось это транспортное средство, сплошная ось была как нельзя кстати. От подвески тогда также отказались. Дело в том, что шины низкого давления сами по себе очень неплохо демпфируют неровности. Более того. Они в ряде случаев вовсе не оставляли следов.

Все вроде хорошо, но ненадолго. Выяснилось, что, будучи просто баллонами, они куда больше подвержены повреждениям, проколам. Пришлось вводить в конструкцию шин тканевый корд. Но это произошло лишь в 1975 г. уже после нескольких лет продаж и эксплуатации нового вида транспорта. Кстати, в том же году появились бесступичные колеса и пластиковые бамперы. Премьера же этого нового для мировой индустрии транспортного средства состоялась в 1969 г., когда первые образцы US90 поступили в продажу в США. Чуть позже, в 1971 г., их переименовали в ATC90 (All-Terrain Cycle). В том же году на экраны вышла новая, 7-я по счету, серия «Бондианы» – «007: Бриллианты навсегда» (007: Diamonds Are Forever), где роль Джеймса Бонда исполнил Шон Коннери. И в этом фильме очень ярко засветились эти ATC90. Причем сцена довольно большая, с погоней, перестрелками, прыжками. Потрясающий рекламный ролик для нового транспортного средства. И это особенно хорошо и правильно восприняли в США. ATC90 очень быстро стал весьма популярен на пляжах Калифорнии, и до конца 70-х годов никто толком и не помышлял о возможности утилитарного использования, для чего, собственно, изначально и создавался этот вседорожный мотоцикл. Понимание рынка, как и конкуренция, придут лишь в 80-х, но это уже другая история.

 

Даниил Шургальский

Благодарим за предоставленные фотографии сайт www.3wheelerworldforums.com

Эксперт

НАШИ ПРОЕКТЫ

Red Sleds Racing

День Квадроциклиста

 

Телефон редакции

(812) 363-47-84

Все права защищены и охраняются законом © 2007 ИД "Автомедиа"
Перепечатка материалов RedSleds.ru разрешается только с письменного разрешения редакции при обязательной установке активной гиперссылки на сайт redsleds.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой "по материалам журнала RedSleds.ru"

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС2-8439 от 12 января 2007 года