КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
« Июнь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
 
5 6 7 8
 
 
9 10
 
11
12 13 14 15 16 17
 
18
19 20 21 22 23
 
24
 
25
26 27 28 29 30 1 2
Выставки и фестивали Соревнования
добавить событие
СООБЩЕСТВО
ИНТЕРАКТИВ
ГОЛОСОВАНИЕ
Как вы готовите технику к сезону?

SnowCross для Чайников II

Полный курс материалов Snowcross для чайников из архива журнала можно скачать здесь! всего три части! краткий обзор основных элементов читайте ниже.

SnowCross для Чайников, часть I
Учимся летать. Прыжки на снегоходе. SnowCross для Чайников, часть III

 

В первой части «Сноукросса для Чайников» мы говорили про стойку на ускорении, на торможении и вообще про езду на прямиках. Логично после отработки этих элементов освоить эффективное прохождение поворотов. Благо, в кроссе на одном круге их с десяток, и правильное прохождение это серьезное преимущество над соперником.
 

Вообще, есть такая теория у начинающих мотогонщиков, что их соперник не парень слева или справа, а ее величество Трасса. Смысл такой конструкции в том, что начинающий мотогон должен сосредоточиться на отработке конкретного элемента, а не пытаться ехать лучше или быстрее товарища Петрова. Но после того, как азы техники вождения освоены и начинается захватывающий этап шлифования мастерства, новичок должен подружиться с Трассой и сделать ее своим союзником.

Не так давно я катался с группой весьма продвинутых товарищей, которые не катаются в сноукроссе, но прилично «зажигают» каждые выходные по нефтянке километров за 200 в день. Что касается физической формы, у парней все в порядке. Что касается езды по прямикам, то интуитивно они пришли к правильной стойке – практически все разбитые участки на ногах, благо, у них кроссовые Ski-Doo MXZ, кантри Yamaha Nytro и модерновые туристы Arctic Cat серии Т. Ход у ребят очень быстрый, и вроде все нормально, за одним исключением – повороты их бич. Практически в каждом кто-то уходил наружу и выбирался уже по большому радиусу. Благо, лес был не очень густой, и ничего криминального в таких «уходах» нет. Но сколько теряется сил в этой борьбе с опрокидыванием, сколько нервов страдает в очередной игре «мимо елки пролетел впритирку»… Так вот, мысль моя про то, что не обязательно осваивать правильную кроссовую технику для выступления на соревнованиях. Эта школа нужна каждый день, в любой покатушке, будь то длинное сафари или поездка к приятелю на дачу. И пока она не освоена – лесная дорожка отнюдь не союзник.

Снегоход поворачивает…

Разные снегоходы поворачивают по-разному. Они как и автомобили, которые имеют нейтральную, избыточную или недостаточную поворачиваемость. Лучше в поворот заныривает аппарат с короткой гусеницей. Горник с длинным 163-дюймовым траком заправить в поворот уже сложнее. Ну а вайтраки вообще нуждаются в специальной технике прохождения, практически не имеющей ничего общего с кроссовой. Снегоход поворачивает благодаря своим лыжам и конькам, но, несмотря на это, практически все начинающие райдеры пытаются максимально свесить в повороте свою пятую точку, практически ничем не улучшая прохождение поворота. Находясь «в базе» (над воображаемым центром масс снегохода) и свесив зад с сиденья, мы лишь слегка понизим суммарный центр тяжести, но снегоход все равно уйдет наружу поворота. Для правильного прохождения необходимо загрузить внутреннюю к повороту лыжу, коньки которой, врезаясь в наст, и помогут прописать идеальный радиус. По сути, райдер должен сместиться по возможности как можно ближе к рулю, одновременно свесившись над внутренней лыжей. Только в таком положении она будет эффективно прижата к снежному покрову.

Загружаем лыжу

Если нормальное положение снегоходчика в движении по прямой где-то над воображаемым центром масс снегохода, то, приближаясь к повороту, необходимо сместиться ближе к рулю. Делать это логично или под сброс газа, или слегка притормозив. По инерции тело пойдет вперед, и не надо ему мешать. В идеале его нужно направить на загрузку соответствующей лыжи. Всегда внутренней. Логичен вопрос – до какой скорости следует притормозить перед прохождением поворота? Остаточной скорости (без газа) должно хватить «прописать» поворот до его апекса (высшей точки). Если по-человечески, то после сброса газа первую половину поворота снегоход должен пройти по инерции. Значит, скорости было достаточно. После прохода апекса можно уверенно работать газом.

Пять точек внимания

Эффективное прохождение поворота – это понятие весьма размытое. Поворот нужно, с одной стороны, пройти быстро, для того чтобы показать максимально лучшее время. С другой стороны, в повороте мы не должны пропустить или должны обогнать соперника, а это уже говорит не про идеально быструю траекторию, а про путь, позволяющий пройти поворот эффективней.

Поэтому мы говорим про технику правильного прохождения, на основании которой можно развить навык эффективного прохождения.

По приоритету, по важности после того, как гонщик сместился ближе к рулю и внутренней лыже, его нога опять-таки внутри поворота. Она должна стоять максимально ближе к лыже, по сути, в стременах. Вес гонщика должен быть по возможности максимально перенесен на эту ногу. Это точка № 1. Вторая нога находится в стременах, но ее место в приоритетах внимания под № 3.

Теперь внимание к внутренней относительно поворота руке. Это точка № 2. Рука тянет вдоль оси руля за ручку снегохода, как бы втягивая его внутрь поворота.

По сути, гонщик в повороте сидит на внутренней ноге и держится (тянет) за внутреннюю ручку руля. Третья точка внимания – внешняя к повороту нога. Точнее, ее колено, потому как именно коленом райдер контактирует со снегоходом. Но по нагрузке это точка 3. Внешняя рука осуществляет контрруление, достаточно и необходимо помогая внутренней руке именно в плане руления. То есть если внутренняя (главная) рука, помимо управления, осуществляет еще и загрузку внешней лыжи, то внешняя – исключительно рулежная.

Точка внимания № 5 это корпус (плечи) – он должен быть развернут перпендикулярно направлению движения. Это важно, потому как именно в этой проекции обе руки будут работать максимально эффективно.

Нюансы

Зрительная разбивка поворота на отдельные участки накладывает и психологический отпечаток. Часто можно наблюдать, как гонщик, пройдя половину поворота, как бы притормаживает, замирает. Такое ощущение, что он анализирует первую часть поворота – о, как я супер занырнул, но это делается в то время, когда нужно газовать, а не стоять на месте. Потому очень важен анализ всех секторов прохождения. Все секторы должны проходиться на одном дыхании – ввалился на пределе, долетел до апекса, поддал газку и вышел… Те же финны проходят поворот как одно целое – вжик, и их уже нет. Про американскую школу не актуально, шипованная гусеница позволяет многое и по-другому…

Учить повороты лучше всего в чистом поле на хорошем снегу. Делаете коробочку: разгон до максимума – динамичное торможение – поворот на 90 градусов. Опять динамичное ускорение – торможение – поворот. Накатали один раз, поставили на углах этого квадрата флажки или палки – катайтесь. Через 20 кругов образуется естественный бруствер. Катайтесь по 10 минут; если не можете, то практически до изнеможения. Когда даже до машины чай попить не доехать. Будет польза. Покатались 10–15 минут по часовой стрелке. 20 минут передохнули – пошли против часовой. И так пару дней по 2–3 часа. После четырех занятий вы сильно удивите своих друзей…

Сергей Кубанов

Школа

НАШИ ПРОЕКТЫ

Red Sleds Racing

День Квадроциклиста

 

Телефон редакции

(812) 363-47-84

Все права защищены и охраняются законом © 2007 ИД "Автомедиа"
Перепечатка материалов RedSleds.ru разрешается только с письменного разрешения редакции при обязательной установке активной гиперссылки на сайт redsleds.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой "по материалам журнала RedSleds.ru"

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС2-8439 от 12 января 2007 года