КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
« Июнь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
 
5 6 7 8
 
 
9 10
 
11
12 13 14 15 16 17
 
18
19 20 21 22 23
 
24
 
25
26 27 28 29 30 1 2
Выставки и фестивали Соревнования
добавить событие
СООБЩЕСТВО
ИНТЕРАКТИВ
ГОЛОСОВАНИЕ
Как вы готовите технику к сезону?

История ATV Часть 4

Конец 90-х был ознаменован появлением еще одного игрока на рынке ATV. В 1998 г. компания BRP (Bombardier) вывела на рынок Traxter. Казалось бы, очень долго, безумно долго компания шла к этому шагу, к расширению своего ассортимента. Ведь она была пионером на рынке снегоходов. В этом году она отметила 40-ю годовщину снегоходов Ski-Doo. Казалось бы, и здесь ей все карты в руки. Но нет. Позже всех. Но, видимо, в данном случае сработала буквально русская черта – «долго запрягает, но быстро едет». Этот квадроцикл получился столь удачным, что уже в 1999 г. эта модель завоевала звание «ATV года» от весьма уважаемого издания ATV Magazine. Ну и продолжим про эту компанию.
Не желая останавливаться на достигнутом, в 2000 г. компания выпускает вторую, на сей раз спортивную модель DS 650 для подготовленных водителей. Далее моделей становилось больше.
В марте 2002 г. Bombardier выпускает на рынок свой передовой 2-тактный двигатель с технологией полупрямого впрыска топлива (semi-direct injection). Rotax® 800 2-TEC SDI изначально идет на снегоходы, но эта технология вскоре перекочует и на квадроциклы.
В этом же году, 6 июня, состоялось более значительное событие. Bombardier Recreational Products открывает новую веху в истории квадроциклов. В продажу поступает Traxter MAX ATV – первый в мире квадроцикл для двоих с тандемной посадкой (как на мотоцикле). Почему уточняю насчет посадки? Просто уже достаточно давно выпускались 2-местные модели с посадкой автомобильного типа. Но эти машинки уже ближе к багги, к автомобилям, чем к квадроциклам. Так что Traxter MAX – первый в мире 2-местный ATV.
Разговоры об этом ходили уже давно. И правда. На мотоцикле вдвоем ездят уже давным-давно, а здесь, казалось бы, 4 колеса, сам бог велел. Но долгое время никто не решался. Видимо, запрет 3-колесных ATV в свое время с позиций безопасности сделал свое черное дело. Но в итоге все обошлось, и многие сегодня предпочитают 2-местные ATV как более универсальные (можно пассажира взять), более устойчивые. Особенно эти модели полюбились крупным людям, которым обычные квадры, если так можно выразиться, слегка маловаты.
Уже в ноябре этого года Bombardier представляет новую модель, ставшую весьма популярной на рынке. Причем были представлены сразу несколько версий, с разными моторами: Outlander 330 H.O 4x4 и 2x4, 2x4 Outlander 400 HO и Outlander 400 HO XT. И уже в январе следующего года это семейство квадров получило звание «ATV года» сразу от двух авторитетных изданий: ATV Magazine и Canada’s 2003 ATV Guide. И уже в мае, закрепляя достигнутое, компания выводит две 2-местные модели: Outlan-
der MAX and Quest MAX.

В 2004 г. компания сменила имидж и название. Появился новый логотип, а имя Bombardier Recreational Products Inc. сократилось до простого и понятного BRP. Однако еще не все привыкли к такому назва-нию, и имя основателя компании «Bombardier» используется куда чаще. Зато куда быстрее вошло в обиход другое название. Причем это даже нельзя назвать ребрендингом, поскольку линейка квадроциклов BRP никогда не имела своего отдельного названия, как другие направления бизнеса компании. Например, Ski-Doo и Lynx – это снегоходы; Sea-Doo – водные мотоциклы и спортивные лодки; Evinrude – подвесные лодочные моторы. И вот с 2006 г. ATV от BRP называются Can-Am.
Этому предшествовал ряд событий, заставивших компанию BRP сфокусироваться на этом рынке. До этого момента основным и изначальным бизнесом компании оставались снегоходы. Причем компания начала менять свою стратегию по отношении к ATV еще в 2005 г. В январе этого года Antoine Morel занял первое место в категории ATV на 27-х гонках Dakar Rally. И управлял он квадроциклом DS 650X. В том же году компания запускает собственный комплект APACHE ATV Track Kit. Это специальные гусеницы для установки на основные модели ATV, чтобы расширить сферу их применения. Тут же появилась модель, ставшая лидером в своем классе, – Outlander 800 HO EFI V-Twin. Мощный, красивый, стильный квадр. 16 января 2006 г.
произошло уникальное событие. Об этом мечтает любой производитель. Juan Manuel Gonzales, Antoine Morel и Alan Morel заняли первые 3 места в Dakar Rally в классе ATV. Вот такая славная история и легла в основу нового имени Can-Am. Уже в следующем, 2007 г. это имя зазвучит с новой силой в связи с появлением уникальной для этого класса машины. Но об этом чуть позже.
Другие компании также не стояли на месте. И то, что я им меньше времени уделю, ничуть не означает, что их успехи не были столь значительны. Просто нет смысла перечислять модели, которые выпустила в эти годы та или иная компания. Попробую выбрать самое интересное.
Американская компания Polaris с 1985 по 2005 год получила немало наград за свои квадроциклы. Так, например, ATV Sport, ATV Guide и ATV Rider признали лучшим спортивным квадроциклом 2003 г. модель Predator. ATV 4-Wheel Action внес в список «Лучшие 20 ATV всех времен» модели Sportsman 500 и Scrambler 500. Много было наград и признаний.
За тот же период Polaris ввела в мир ATV множественные инновации, подтвердив свой статус первого на североамериканском рынке производителя квадроциклов. Так, например, Polaris первым установил на ATV автоматическую трансмиссию, систему подключаемого полного привода, независимую заднюю подвеску (IRS), полноприводную спортивную модель, управление тормозом одним рычагом, систему торможения двигателем (EBS), систему электронного впрыска на полноприводном квадре и электронную блокировку дифференциала. Но инновации относились не только к технической стороне, но и к внешнему виду. Например, впервые был выпущен квадр с окраской в стиле «камуфляж». И опыт компании не мог остаться не- востребованным.

В 1995 г. компания выпустила на рынок самый продаваемый ATV всех времен и народов – Sportsman. Уже в 2005 г. это имя прославит модель Sports-
man 800 Twin EFI. А годом ранее компания получает очень крупный 5-летний контракт на $10,3 млн и становится официальным поставщиком армии США. В основу военной модели лег квадроцикл Sportsman 700. Также военные взяли на свое вооружение модель Polaris Sportsman 6x6.
Другая американская компания в 1997 г., сменив свое название на более популярное и известное и по сей день Arctic Cat, решила обратить большее внимание на сектор ATV. Собственно, она только лишь годом ранее приступила к созданию собственных квадроциклов, и уже сразу стало ясно, что пришла на этот рынок надолго. В отличие от своих коллег, Arctic Cat не стала влезать во все узлы квадроциклов, а решила покупать двигатели у Suzuki. Это тем более логично, если учесть, что моторы этого же японского производителя компания ставила на все свои машины: водные мотоциклы и снегоходы.
И, пережив серьезные потери в судебных тяжбах (рассказывалось в прошлом номере) и потери от снижения продаж снегоходов в связи с малоснежными зимами, компания приняла решение в 1999 г. закрыть направление водной техники Personal Watercraft Divi-
sion. В 2000 г. Arctic Cat решает вложить 1 миллион долларов в кампанию по безопасному вождению ATV для молодых наездников. Таким образом, компания прочно сконцентрировалась на наземной технике, предлагая свои машины для зимы и для лета.
Suzuki, компания которая 25 лет назад вывела на рынок именно квадроцикл, т.е. 4-колесный ATV, последние 10 лет звезд с неба не хватала, а постепенно развивала свои знаменитые модели и выводила новые. Самая известная модель компании – KingQuad появилась на свет в 1991 г. В 2005 г. была выпущена мощная версия этого квадроцикла Suzuki KingQuad 700 EFI 4x4. Он оснащался одноцилиндровым мотором на 965 куб.см с жидкостным охлаждением и, самое важное, с электронным впрыском топлива. Long Live The King – так его рекламировали. И это был действительно очень хороший квадр. Сегодня эта модель получила более мощный мотор на 722 куб.см. А в следующем, 2006 году появляется гоночная модель Suzuki LT-R450 EFI. В целом же, как я и сказал, компания спокойно работает, выпускает добротные модели, но слегка отстает от конкурентов по своей энерговооруженности. Хотя многие активные пользователи предпочитают модели этой японской компании для самого серьезного бездорожья.
А вот как раз Honda, потерпев сокрушительный удар с запретом своих 3-колесных ATV, постаралась реабилитироваться и серьезно закрепиться на рынке уже 4-колесных ATV. И все это время компания ста-ралась сконцентрироваться на утилитарных квадроциклах. Собственно, именно с такой модели Honda и перешла с 3 на 4 колеса.
Рабочие лошадки. Именно так и можно охарактеризовать модели компании последних 10 лет. В 1997 г. была представлена заднеприводная модель FourTrax Recon (TRX250). В следующем году Honda вывела на рынок FourTrax Foreman S/ES (TRX450S/TRX450ES), оснащенный мотором 450 куб.см и АКПП с системой электронного переключения передач Electric Shift Program (ESP). Эта система позволила наезднику переключать передачи кнопкой. Этот квадроцикл тут же завоевывает титул «ATV года» от журнала ATV Magazine. В
1999 г. компания выпускает свою первую спортивную модель FourTrax 400EX (TRX400EX).
Но основной упор делается все же на утилитарные модели. Буквально каждый год появляются модернизированные или полностью новые модели. Но самое большое нововведение случилось в 1999 г. На модели FourTrax Foreman Rubicon впервые в индустрии появляется автоматическая КПП. Нет, конечно, АКПП были и раньше, но впервые компания Honda решается установить не стандартную для данного типа машин вариаторную трансмиссию, а Hondamatic – автомат почти классически автомобильного, гидромеханического типа. Прототип этой КПП был впервые установлен еще в далеком 1962 г.
на скутере Juno M85. И по сей день такие КПП на свои квадроциклы ставит только эта японская компания. После эта АКПП появилась также и на моделях 2003 г – FourTrax Rincon, 2004 г.
– FourTrax Rancher AT, 2005 г. – FourTrax Rubicon и т. д.
Далее все шло по накатанной. Улучшения вводились ежегодно. И в 2007 г. Honda представила первый в мире квадроцикл (Four
Trax Foreman 4x4) ES с электроусилителем руля Electric Power Steering (EPS). Причем, что характерно, эта система работала адаптивно, т. е. обеспечивала максимальное усиление на малых скоростях и минимальное на высоких. Кроме того, она работала как рулевой демпфер, снижая толчки в рулевой системе, передаваемые от колес.
И, наконец, нельзя не сказать о том, что имя, когда-то прославившее Honda в годы, когда господствовали 3-колесные модели этой компании, обрело новую жизнь. В этом сезоне компания выпускает свою самую утилитарную модель Honda Big Red. Но теперь это уже даже не ATV, а MUV (Multi-purpose Utility Vehicle). Модель 2-местная, с посадкой автомобильного типа бок-о-бок, с дугами безопасности, подголовниками, ремнями безопасности, большим и вместительным кузовом и мощным двигателем на 675 куб.см.
Kawasaki также выпустила за последние 10 лет немало интересных моделей. В 1997 г.
компания выпускает свой первый ATV Prairie с автоматической КПП Kawasaki Automatic Power-Drive System (KAPS). В 2001 г. производитель выпускает спортивную модель Lakota Sport (KEF300-B) с полуавтоматической трансмиссией. А в 2002 г. компания вновь удивляет весь мир, установив впервые на квадроцикл Prairie 650 двигатель V-Twin. Также на этом ATV впервые в индустрии был установлен многодисковый задний тормоз так называемого «мокрого» типа. В отличие от привычных дисковых или барабанных тормозов, этот вид тормозного механизма представляет собой набор дисков, упакованных в герметично запечатанный контейнер, где они работают в специальной гидравлической жидкости. Это позволяет повысить эффективность, долговечность и, за счет герметичности, исключить возможность снижения тормозного усилия при въезде в воду, грязь и т. д. Кроме того, на этой модели, также впервые в мире, был установлен дифференциал повышенного трения на переднюю ось. И в 2004 г. компания также представила очередные ноу-хау. Спортивная модель KFX700 V Force (KSV700-A) стала первым спортквадром, оснащенным не цепной передачей на задние колеса, а карданной. А также, и это даже более удивительно, автоматической трансмиссией.

У Yamaha дела шли очень неплохо. 1998 г. Grizzly 600 – этот квадроцикл стал самым мощным утилитарником на тот момент. 2000 г. Big Bear 400 – эта модель была специально разработана для охотников. Первый квадр компании в камуфляжной окраске. 2001 г. 660R Raptor. Этот спортивный квадроцикл был уникален своим мотором. Впервые в индустрии мотор получил 5 клапанов на цилиндр и тут же был назван лучшим спортивным ATV года. 2002 г. Grizzly 660. На этом квадре впервые появилась система блокировки переднего дифференциала кнопкой на руле Push Button Front Differential Lock. 2004 г.
YFZ450. Легкий и мощный квадроцикл. Он также получил головку блока цилиндров на 5 клапанов и стал самым мощным (по удельной мощности, из расчета мощность на килограмм веса) в истории ATV. При этом он имел электрический стартер. В 2006 г. модель Raptor 700R получила еще более объемный мотор, став самым мощным квадроциклом на тот момент. В 2007 г., т. е. в том же году, что и у Honda, появляется модель Grizzly 700 FI, также оснащенная электроусилителем руля Electric Power Steering (EPS).
Клиенты во многих странах давно жаловались, что нельзя выезжать на квадроциклах на дороги общего пользования. На мотоциклах можно, а на ATV – нет. Странная логика, но так уж обстоят дела. И вот компании начинают придумывать собственные оригинальные решения, которые позволят хотя бы частично, но удовлетворить запросы клиентов. И вот так уж получилось, что прошлый 2007 год принес сразу 2 интереснейшие новинки.
25 октября 2007 г. на Токийском автосалоне Yamaha фактически заявляет о появлении нового класса машин. Она представлет уникальную модель Tesseract. Причем заявляет, что это не дорожный квадроцикл, а 4-колесный мотоцикл для шоссе. Причем приводится в движение он гибридной силовой установкой и имеет систему наклона корпуса при прохождении поворотов. Очень интересный концепт. Но лишь концепт, и судьба его пока весьма туманна.
А вот другой возмутитель спокойствия того года уже поступил в продажу. Причем даже у нас. В прошлом году компания BRP представила свой оригинальный родстер для дорог общего пользования. Can-Am Spyder представляет собой 3-колесный, ну, скорее всего, все-таки мотоцикл. Причем, в отличие от прародителя квадроциклов ATC Honda US90, где спереди стояла почти классическая мотоциклетная вилка, а сзади была ось с парой колес, на Can-Am Spyder применено иное конструктивное решение. Здесь два колеса рулевые спереди и одно, ведущее, сзади. Не зря многие полагают, что в BRP попросту взяли и скрестили снегоход с мотоциклом, взяв у первого переднюю часть, но лишь заменив лыжи колесами, а у мотоцикла – заднюю часть. Но тогда уж и среднюю, поскольку посадка там мотоциклетная. Как и органы управления. И, что еще интереснее, Can-Am Spyder не просто реальный трицикл, который можно купить. Он еще и оснащен всеми современными системами активной безопасности. Такими, как антиблокировочная система тормозов, трэкшн-контроль, система стабилизации курсовой устойчивости. Все они объединены в единую систему Vehicle Stability System (VSS). Всё есть. Не хватает только подушек безопасности.
Очень интересные проекты. Но еще интереснее, получит ли это направление дальнейшее развитие? Или так и останется «игрушкой для богатых». Одно хочется отметить. Правы ученые, кто говорит, что все в этом мире развивается по спирали. Прошло 40 лет, и может так по-лучиться, что 3-колесные ATV вновь появятся в продаже. Но уже в иной ипостаси.

Эксперт: Даниил Шургальский

Даниил Шургальский

Эксперт

  • История ATV Часть 4

НАШИ ПРОЕКТЫ

Red Sleds Racing

День Квадроциклиста

 

Телефон редакции

(812) 363-47-84

Все права защищены и охраняются законом © 2007 ИД "Автомедиа"
Перепечатка материалов RedSleds.ru разрешается только с письменного разрешения редакции при обязательной установке активной гиперссылки на сайт redsleds.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой "по материалам журнала RedSleds.ru"

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС2-8439 от 12 января 2007 года