КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
« Август 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
добавить событие
СООБЩЕСТВО
ИНТЕРАКТИВ
ГОЛОСОВАНИЕ
Как вы готовите технику к сезону?

История ATV Часть 3

Вернемся в нашей истории немного назад, а именно в начало 80-х. Сегодня рынок ATV примерно на 80% занимают квадроциклы многофункциональные, т. е. на которых и поработать можно, и отдохнуть. Но, несмотря на то что вроде бы специалисты Honda планировали свой 3-колесный мотоцикл именно как мини-трактор для фермерских хозяйств, в начале 80-х эти машинки использовали все больше для развлечения. И в кино это очень хорошо продемонстрировали. Посему к 1985 г. всего лишь около 30% ATC были утилитарными. На остальных развлекались и зажигали.
Не многие знают, что еще в начале 80-х правительство США было буквально в одном шаге от полного запрета 3-колесных мотовездеходов. Если бы это случилось, 4-колесные могли бы не появиться вовсе или появились бы куда позже. Anti-ATV оппозиция, как ее тогда называли, утверждала, что эти мотовездеходы опасны.
Уже в начале 80-х начали устраиваться гонки на ATC. Еще в 1981 г. Honda выпустила фактически гоночную модель ATC250R. Другие также не отставали. Можно вспомнить хотя бы модель Kawasaki. В 1984 г. компания выпустила без всяких сомнений спортивную модель Tecate KXT250 с 249-кубовым 2-тактным мотором и 5-ступенчатой КПП с ручным сцеплением. И эта модель, с некоторыми изменениями, будет продаваться аж до 1987 г. Причем в то время уже появились настоящие квадроциклы, т. е. 4-колесные ATV. На самом деле все очень логично, что спортивные были 3-колесными. Понятные и знакомые технологии передней вилки, рулевого управления и меньшая масса – то, что нужно для хорошей спортивной техники.
В 1984 г. рост продаж мотовездеходов привел к увеличению аварий, что послужило поводом к расследованию этого вопроса со стороны комиссии по безопасности потребительской продукции – CPSC (Consumer Product Safety Commission). Ну да. Что тут такого? Люди гонялись на ATC. И, конечно же, сильно бились. Это нормально. Так бывает. Тем более что уже тогда чаще всего упоминалась пьяная молодежь, гоняющая по пляжам Калифорнии. Но общественность возмутилась не на водителей, а на их машины. Безумная логика. И ведь есть же точные данные. В 1986 г. статистика CPSC подтвердила, что большинство аварий на ATV – это следствие неправильной эксплуатации. То есть человеческий фактор. Всадники попросту игнорировали требования дистрибьюторов техники. Никаких особых недостатков 3- или 4-колесной компоновки обнаружено не было.

На самом деле любой квадроцикл опаснее мотоцикла. Объясню почему. Управляя велосипедом, мотоциклом, т. е. 2-колесным транспортным средством, всадник должен всегда помнить о равновесии. Иначе он упадет. Получив 3-е, а затем и 4-е колесо, многие стали более расслабленными, полагая, что наличие еще одной или двух опор делает их транспорт более устойчивым. Это чувство ОБМАНЧИВО. Оно-то и приводило к многочисленным авариям. И тут не запрещать технику следовало, а заставлять владельцев посещать курсы вождения. Но нужно знать американцев. Они из любой царапины способны организовать судебный процесс на миллионы долларов.
Honda отреагировала молниеносно и запустила особые руководства по эксплуатации, предупреждения, соответствующие этикетки на своих ATC, призванных проинструктировать клиентов о том, как пользоваться мотовездеходом правильно, безопасно. И уже только это дало результаты. Статистика CPSC показала, что с 1984 по 1988 год аварийность снизилась на 33%.
Но тем не менее 28 апреля 1988 г.­­­­­­­­­­ американские дистрибьюторы ATV заключили беспрецедентное 10-летнее соглашение с CPSC, названное Final Consent Decree (Финальный декрет о согласии). По этому соглашению промышленность ATV обязалась вложить порядка $100 млн в расширение программ по безопасному вождению. Это, несомненно, важный договор, но там же было сказано, что компании обязуются снять с производства 3-колесные мотовездеходы, изъять из своих торговых сетей и выкупить у посредников всю непроданную технику.
Это был удар по фактической монополии компании Honda. Но в компании сориентировались очень быстро. Уже в 1986 г. Honda выпускает первый полноприводный ATV – модель FourTrax 350 4x4. Эта модель станет одной из самых успешных за всю историю компании. Собственно, уже тогда, примерно с этих лет 4-колесные мотовездеходы начали отвоевывать у 3-колесных предшественников рынок. Фактически со временем они бы и так их вытеснили. А возможно, что кое-где 3-колесные и остались бы. В спорте, например. Где минус колесо – меньше масса. Но так уж случилось, что именно 3-колесные посчитали более опасными, нежели 4-колесные. И все с этим согласились. Так тому и быть. Так закончилась эра 3 колес, и началась эпоха 4-колесных квадроциклов.

В 1988 г. был сформирован All-terrain Vehicle Safety Institute (ASI), т. е. Институт безопасности, призванный обучать владельцев ATV правильно и безопасно водить мотовездеход. Если бы такой подход был использован ранее, 3-колесники выпускались бы и по сей день. И, чтобы закончить с этой темой, нужно сказать, что и по сей день в США есть немало поклонников 3-колесных мотовездеходов (www.3wheelerworld.com). Устраиваются слеты Three Better Than Four! (Три лучше, чем четыре). 3-колесные модели стали раритетом, но до сих пор эксплуатируются и продаются на аукционах. Причем некоторые, хорошо сохранившиеся модели продаются чуть ли не дороже современных.
Но было бы совершенно неправильно говорить, что 4-колесная конструкция победила лишь решением бюрократов. Совсем нет. У 3-колесной техники спереди было почти нереально сделать место для крепления даже нормального багажника, не говоря уже про нормальное навесное оборудование. 2 колеса спереди открыли дорогу к реализации неисчерпаемой фантазии конструкторов. И та же компания Honda служит тому лучшим доказательством. Не зря ее первая модель стала не гоночной, а исключительно утилитарной. Модель TRX200 1984 г., оснащенная 1-цилиндровым, 4-тактным мотором, 5-ступенчатой КПП с реверсом, карданной передачей и багажниками спереди и сзади.
Другие компании попробовали застолбить за собой спортивную тематику. В 1985 г. Suzuki выпускает первый спортивный 4-колесный ATV – Suzuki LT250R QuadRacer. Этот квадроцикл оснащался специальной длинноходной подвеской, 2-тактным двигателем с жидкостным охлаждением и механической КПП. Этот аппарат был разработан для гонок и предназначался исключительно для подготовленных водителей. Модель оказалась весьма успешной и производилась с 1985 по 1992 год, обновившись за это время трижды.
В 1986 г. Suzuki вывела на рынок зверя покрупнее. Эдакого большого брата предыдущей модели. QuadRacer LT500R – это 499,5 куба 2-тактного мотора с жидкостным охлаждением и фирменной системой управления выпуском Suzuki Automatic Exhaust Control. Квадр имел 5-ступенчатую МКПП и переднюю подвеску на двойных А-образных рычагах с ходом в 230 мм. Это была мощная и стильная машина. В тогдашней брошюре было написано буквально следующее: «Вы смотрите в глаза своим соперникам и видите в них концентрацию и беспокойство. Но вы доверительно улыбаетесь. Поскольку вы на Suzuki LT500R. Почти 500 кубов мускулов сразу готовы к лидерству». Немного коряво, но смысл ясен. Очень мощно и очень страшно. Не зря эта модель заслужила в сообществе владельцев ATV уважительное название «Quadzilla». И не только за свои размеры, но и за скорость. Многие владельцы до сих пор считают этот квадроцикл самым быстрым в истории ATV. В июне 1988 г. журнал 3&4 Wheel Action провел заезды на этом квадроцикле, где был зафиксирован рекорд в 127 км/ч. На тот момент он был самым быстрым. Модель производилась всего 4 года и в 1990 г. была снята с производства.

Honda также быстро среагировала и в 1986 г. представила свою спортивную модель FourTrax 250R (TRX250R). Он был оснащен 1-цилиндровым, 2-тактным ДВС с жидкостным охлаждением, агрегированный с 6-ступенчатой механической КПП со сближенными передачами, полностью регулируемой подвеской и тройной системой дисковых тормозов.
Тут же появилась и Kawasaki Tecate 4 (KXF250-A). Очень интересный и шустрый мотовездеход. Он оснащался 2-тактным мотором объемом 249 кубов с жидкостным охлаждением, на котором была установлена хорошо зарекомендовавшая себя на спортбайках система клапанов KIPS (Kawasaki Integrated Power Valve System). Собственно, это была система изменения высоты выпускного окна, что позволяло расширить эффективный диапазон оборотов, улучшая мощностные характеристики в режимах малых и средних оборотов, при сохранении максимальной мощности. В том же году эта японская компания выпустила еще пару интересных моделей: Mojave 110/110E (KLF110-A/B) и Mojave 250 (KSF250-A), названные так в честь известной своим суровым нравом пустыни в Южной Калифорнии, где находится самое низкое и самое жаркое место Северной Америки – национальный парк Долина Смерти, где в июле-августе температура обычно поднимается до 50 °C.
На рынке утилитарников революция случилась в 1985 г. Может, слово «революция» слишком громкое, ибо этот ход напрашивался буквально сразу, как только Suzuki выпустила 4-колесную машину. В 1986 г. на рынок выходит первый полноприводный квадроцикл – Honda FourTrax TRX350 4x4. Причем спереди был установлен дифференциал повышенного трения. И мотор был не маленький, на 350 кубов, с масляным радиатором в качестве стандартного оборудования. Вновь Honda показывает всем, что именно с ее подачи зародился этот класс машин. Причем ее презентация тогда прошла с большой помпой. Квадрик подняли вертолетом и показали, как вращаются все 4 колеса. В 1987 г. эта модель получит новое имя, ставшее знаменитым, – FourTrax Foreman 4X4 (TRX350D).
В 1987 г. Yamaha представила что-то особенное – Banshee 350. Модель оказалась очень удачной, но не для грязи (слишном тяжелый), а для песчаных дюн. И все благодаря своему мощному мотору. Этот квадрик был оснащен 2-цилиндровым, 2-тактным двигателем с жидкостным охлаждением, позаимствованным у мотоцикла RD350LC. Эта линейка спортивных мотоциклов RD/RZ сама по себе стала легендарной. Каковым, собственно, стал и квадроцикл Banshee. Эта модель победила в первой же своей гонке Baja 1000.
В том же году родились и еще 2 славные модели. Yamaha Warrior стал первым спортивным ATV с электрическим стартером. Его мощный 350-кубовый, 4-тактный двигатель, 5-ступенчатая МКПП с реверсом, регулируемая длинноходная подвеска и гидравлическая дисковая тормозная система сделали этот ATV самым продаваемым спортивным квадроциклом.
Наряду со спортивной моделью Yamaha представила и свой первый полноприводный ATV – Big Bear 350. Он также оснащался 4-тактным мотором объемом в 350 кубов с электрическим стартером и масляным радиатором. Трансмиссия имела повышенный и пониженный режимы (Hi-Lo), что обеспечивало 10 ступеней передачи. Привод карданный. На передние колеса крутящий момент поступал через систему дифференцирования Torque Control Differential (TCD). Передние тормоза гидравлические.
В том же 1987 г. единственный американский производитель квадроциклов – компания Polaris предложила свой полноприводный ATV Trail Boss 250 4х4, но, в отличие от конкурентов, он получил фирменную автоматическую трансмиссию PVT. Сочетание полного привода и АКПП оказалось очень удобным, хотя не все компании его сразу приняли. Некоторым понадобилось несколько лет, чтобы взять на вооружение эту идею.
Зато очень интересный ход предприняла компания Yamaha. Решив усилить свой модельный ряд по-настоящему утилитарной моделью, в 1989 г. была выпущена модель Pro Hauler. Это был первый ATV с настоящей грузовой платформой, для чего пришлось даже удлинять колесную базу квадроцикла. Относительно небольшой 230-кубовый, 4-тактный мотор, наличие пониженной передачи, блокировка заднего дифференциала, герметичные барабанные тормозные механизмы, задняя передача, шины с большими грунтозацепами и термореле на включение вентилятора системы охлаждения (в качестве опции) сделали эту модель весьма популярной у фермеров. Позже эта модель породит 2-местный ATV с классической автомобильной посадкой бок о бок, рулевым управлением, мощным мотором и большим кузовом. Так родится еще одно имя – Yamaha Rhino.
В 1989 г. Kawasaki представляет свою первую полноприводную модель – Bayou 300 4x4, мотор 290 кубов, 5МКПП с понижающим редуктором, реверсом и карданными передачами на задний и передний мосты. К 1993 г. эта модель получит мотор объемом 391 куб. см. На тот момент это будет самый большой двигатель в индустрии ATV. А первый «взрослый» ATV с автоматической трансмиссией Kawasaki выпустит лишь в 1997 г. Причем это будет первый японский квадр с автоматом. Не со скутерным центробежным сцеплением, а именно с автоматической коробкой передач. Эта модель даст начало славной плеяде рабочих квадроциклов. Prairie 400 4x4 (KVF400-A) получит фирменную АКПП Kawasaki Automatic Power-Drive System (KAPS), дифференциал повышенного трения, переднюю подвеску типа MacPherson, дисковые тормоза спереди и т. д.
Кстати. На первых порах квадроциклы эксплуатировались и продавались в основном в Северной Америке, ну и в Японии, разумеется, и лишь с начала 90-х они стали завоевывать популярность в остальном мире.
В 1991 г. появится еще одно легендарное имя – Suzuki King­Quad. Этот представитель семейства универсальных квадроциклов оснащался 1-цилиндровым, 4-тактным мотором объемом 280 кубов. Полная независимая подвеска, а также возможность выбрать, кроме 5 передач механической КПП, один из трех вариантов: High, Low и Super Low, и, кроме того, варианты привода: задний, полный или полный с заблокированным дифференциалом. Этот квадр был хорош как для работы, так и для развлечений. И по сей день эта модель следует тем же принципам универсальности.
В 1995 г. Polaris представляет модель Sportsman 500 4x4 ATV. На этом квадроцикле устанавливалась фирменная АКПП, клиренс в 280 мм, независимая задняя подвеска. Очень популярный был мотовездеход. Несколько специализированных изданий признавали его лучшим квадроциклом года. И тут не выдержал другой североамериканский производитель.
Компания Arctco, известный производитель снегоходов, в августе 1996 г. под нажимом более 1200 собственных дилеров меняет свое имя на более звучное и популярное Arctic Cat Inc. и приступает к производству собственных квадроциклов. Arctic Cat BearCat 454 4x4 (представленная еще в конце 1995 г.) и 300-я серия были первыми моделями.
Компания очень скрупулезно подошла к исследованию рынка. Согласно отчету о продажах дорожных мотоциклов и ATV в 1997 г., известному как «D.J Brown Composite Index», были получены следующие цифры: 41% владельцев ATV используют квадроциклы для развлечения, 23% – для охоты и рыбалки, 12% – для работы на ферме и ранчо, 7% – для перевозки и буксировки чего-либо, 7% – в качестве транспорта и 1% – коммерческое использование. Также в отчете отмечалось, что типичный цикл владения ATV составляет в среднем 3,6 года. И вроде все было бы хорошо, но тут на компанию обрушились две компании Injection Research Specialists Inc. и Pacer Industries с исками о защите авторских прав. Причем, что интересно, в нарушении прав обвинялась не сама компания, а Fuji Heavy Industries. Именно у этого японского производителя Arctic Cat закупал двигатели для своих снегоходов и прочей техники. Аналогичный иск был подан и против Polaris, но годом ранее. И самое забавное, что в итоге Polaris наказали на $61,4 млн, а Arctic Cat в декабре 1998 г.­­­­­­ оправдали. Ну. Такое бывает. Бизнес есть бизнес.
Кстати. Помните, в первой половине статьи я упоминал о 10-летнем соглашении, названном Final Consent Decree (Финальный декрет о согласии), что заключили американские дистрибьюторы ATV с CPSC (Consumer Product Safety Commission – комиссия по безопасности потребительской продукции). По этому соглашению компании-производители ATV, в числе прочего, обязались не производить 3-колесные мотовездеходы. В 1997 г. это соглашение утратило силу, и производители могли бы вновь начать производить 3-колесники. Однако никто этого так и не сделал. Даже Honda.
К 1997 г. на рынке квадроциклов присутствовали уже шесть основных производителей: Honda, Yamaha, Suzuki, Kawasaki, Polaris, Arctic Cat. И все ожидали появления нового крупного игрока, одну из самых влиятельных компаний на рынке снегоходов – канадскую Bombardier. И это случилось в 1998 г. Но это уже другая история.
 

Эксперт: Даниил Шургальский

Даниил Шургальский

Эксперт

  • История ATV Часть 3

НАШИ ПРОЕКТЫ

Red Sleds Racing

День Квадроциклиста

 

Телефон редакции

(812) 363-47-84

Все права защищены и охраняются законом © 2007 ИД "Автомедиа"
Перепечатка материалов RedSleds.ru разрешается только с письменного разрешения редакции при обязательной установке активной гиперссылки на сайт redsleds.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой "по материалам журнала RedSleds.ru"

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС2-8439 от 12 января 2007 года