КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
« Октябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
добавить событие
СООБЩЕСТВО
ИНТЕРАКТИВ
ГОЛОСОВАНИЕ
Как вы готовите технику к сезону?
Главная страницаАрхив журнала№ 2-3 март 2008СобытиеЭкспедиция 2. От Деда Мороза к Санта-Клаусу

Экспедиция 2. От Деда Мороза к Санта-Клаусу

В начале января команда, не побоюсь этого слова – фанатов снегоходных путешествий, отправилась в экспедицию, целью которой было посещение обоих «дедушек» и передача новогоднего поздравления российского Деда Мороза финскому Санта-Клаусу. Шесть участников на шести снегоходах марки Ski Doo и Lynx преодолели больше двух с половиной тысяч километров за двенадцать дней. Техническую поддержку оказывал организатор проекта – компания РОСАН, эксклюзивный дистрибьютор техники BRP в России.

Участники экспедиции:
Максим Кевлов – снегоход Ski-Doo Expedition TUV V 1300
Александр Аптекарь – снегоход Ski-Doo Expedition TUV V 1300
Геннадий Столяров – снегоход Lynx Ranger
Михаил Козлов – снегоход Lynx Yeti Pro 800 Army
Евгений Николенко – снегоход Ski-Doo MXZ X 800 R Renegade
Виталий Абрамов – снегоход Ski-Doo Legend Touring V 800
Муслим Байтазиев – автомобиль технической поддержки Toyota LC 105

Идея этого зимнего путешествия принадлежит Максиму Кевлову. Он же является автором, участником и капитаном команды экспедиции Санкт-Петербург – Сочи на аквабайках 2007 года и автором еще парочки таких же нереальных походов, которые, я надеюсь, в ближайшее время состоятся.
Снегоходы и снаряжение были доставлены в Великий Устюг на грузовике. Пятого января после официального приема у Деда Мороза, объявившего нас «своими помощниками по добрым делам», мы отправились в путь. Наш маршрут пролегал по замерзшему руслу Северной Двины до Архангельска, затем берегом Белого моря прошли Северодвинск и Онегу. Потом по зимникам и лесовозным дорогам мы дошли до Надвоиц. Дальше – Ледмозеро, Костомукша, Калевала, Тунгозеро, Тухкала и – граница с Финляндией.

В реальной жизни, однако, все выглядит гораздо сложнее, чем нарисовано на карте. Трудности и опасности стали встречаться с первых километров пути. Мы везли огромное количество экспедиционного оборудования, погрузив его на снегоходы и санки-волокуши. Волокуша Максима разлетелась на мелкие кусочки, на высокой скорости зацепившись за трещину во льду. А неподалеку от деревни Черевково случилось то, чего мы боялись больше всего, – три снегохода из шести провалились под лед. И хотя столбик термометра опустился до минус тридцати пяти, Северная Двина не замерзла полностью. На участках с сильным течением лед все равно оставался тонким, а местами и вовсе была открытая вода. Экспедиция попала как раз в такую «ловушку». Ситуация осложнялась тем, что вдоль обрывистого берега, где мы оказались, совершенно нет дорог, а до ближайшего населенного пункта – километров двадцать. Провозившись с лебедками и веревками до темноты, приняли решение прервать работы по извлечению снегоходов и эвакуироваться в ближайший населенный пункт. Следующий день был целиком посвящен спасению техники и затонувшего снаряжения. За ночь снегоходы накрепко вмерзли в реку, и их приходилось выпиливать бензопилами и выдалбливать ломами. Честно говоря, я даже не верил, что это возможно – силами горстки людей вытащить со дна реки снегоходы, ставшие намного тяжелее из-за воды, которая затекла и застыла во всех полостях. Непотопляемое упорство (или упрямство) капитана команды Максима Кевлова передалось всем остальным участникам экспедиции, и мы победили! Поднятые со дна реки снегоходы грузовиком переправили в Архангельск, чтобы в теплом боксе заменить масло, а трое уцелевших продолжали покорять Северную Двину. Пытаясь наверстать время, потраченное на спасение техники, мы гнали что было сил, перестав обращать внимание на трещины и трамплины, тонкий лед, камни и открытую воду, которую, кстати, снегоход с успехом преодолевает, если не сбрасывать газ и не закладывать резких виражей. Метров пятьдесят воды – не преграда! В этот день мы установили свой рекорд суточного пробега – 532 километра, благополучно финишировав в Холмогорах. Благополучно, если не считать моего внезапного полета с обрыва, в результате которого Legend Touring, пролетев несколько десятков метров, лишился лобового стекла, зеркал и крепления GPS-навигатора.

В Архангельске мы вновь объединились и продолжали испытывать на прочность себя и снегоходы, которым, как говорится, досталось сполна! И дело не столько в протяженности маршрута, сколько в количестве препятствий, которые надо было преодолеть за короткий срок. Беречь технику – это не про нас. Мы тонули в Двине, падали с обрывов и проваливались в трещины, прыгали по торосам Белого моря и блуждали в карельских дебрях. Хуже всего для снегохода – отсутствие снега. Как ни странно, этой зимой – чем севернее, тем его меньше. Нет охлаждения – нет смазки для гусеницы. Следует отдать должное технике – минимум поломок при такой жесткой эксплуатации и никаких проблем с пуском моторов на тридцатипятиградусном морозе. Баллончик с эфиром для «холодного старта» так и не пригодился.
Зато очень даже пригодился «чемоданчик доктора», который был собран Максимом Кевловым специально для экспедиции. Все его содержимое было разложено по отдельным пакетам по типам проблем: от простуды, от ожогов и обморожений, от желудочно-кишечных расстройств. Именно последняя позиция чуть было не заставила меня сойти с дистанции. Почти сутки мы потратили в Костомукше на восстановление моего здоровья. Не знаю, помог ли сильнодействующий антибиотик или то, что Макс, выдавая мне очередную порцию лекарств из чемоданчика, тихонько напевал себе под нос: – Далека, дорога твоя…

Утром 14 января экспедиция пересекла границу и продолжила путь по территории Финляндии. В отличие от нашей страны, в Финляндии снегоходное движение жестко регламентировано. Надо заметить, что большая часть земель в Финляндии находится в частной собственности, поэтому свободно, как у нас, кататься по лесу вы можете, только получив разрешение у собственника конкретного участка леса. Нарушителей ждет общение с полицией и суровые штрафы. Но это не значит, что по Финляндии невозможно проехать. При поддержке государства частные землевладельцы, среди которых, похоже, очень много поклонников снегоходного транспорта, стали прокладывать трассы, доступные для всех желающих. Отличить такую трассу очень просто: вдоль «официальной снегоходной дороги» установлены столбики с двумя перекрещивающимися дощечками. Глядя на это, невольно посещает мысль о российской концепции дорожного строительства – столбиков с дощечками понатыкать, и дорога готова, никаких земляных работ! На самом деле состояние трассы очень сильно зависит от собственника земли, по которой она проложена. От Kuusamo до Posio мы двигались по укатанным многочисленными райдерами широким магистралям с обилием знаков и указателей на перекрестках. В местах пересечения с автомобильными дорогами установлены знаки с изображением снегохода и знаки ограничения скорости, а перед опасными участками, где в оттепель может встретиться открытая вода, – предупреждающие знаки с надписью «JOKI».
После Posio, похоже, цивилизация закончилась, и даже столбики с крестами стали появляться реже, чем расстояние прямой видимости. Выручал лишь GPS-навигатор, в который я старательно перенес конфигурацию нашего маршрута с бумажной карты. И все же мы дважды сбились с пути. Ситуация в обоих случаях была очень похожа: трасса выходит на берег озера, установлены соответствующие знаки, и есть даже карта с изображением озера и схемой трассы, а вот продолжения маркировки официальной дороги на другом берегу найти не удается. Вход на озеро есть, а выхода нет, хоть бросай все и поворачивай домой! Поиски трассы на берегу озера Ili Suolijarvi привели нас к небольшому домику, в котором, несмотря на поздний час, светилось окошко. Распахнулась дверь, и на крылечко выскочил мужичок в трениках. «Это конец! – подумал Штирлиц», мы же нарушили право частной собственности, и полиция, скорее всего, уже вызвана. Заглушив снегоход, я бросился улаживать международный скандал, попытавшись извиниться и объяснить, что мы не нарочно… так получилось… больше не будем… сбились с пути, и теперь ищем «офишал роуд». Мне стало совсем плохо, когда я осознал, что местный финн напрочь не понимает мой несчастный английский. Нас всех ждет кутузка, подумал я, но хозяин доброжелательно пригласил меня в дом. К счастью, как оказалось, жена его говорит немного по-английски, и инцидент был легко исчерпан. Кстати, напрасно говорят, что финны неторопливы и даже медлительны. Услыхав, что мы сбились с пути, хозяин распахивает шкаф, выдергивает оттуда снегоходный комбинезон и запрыгивает в него, не поверите, двумя ногами сразу. Одной рукой надевает шлем, другой нажимает на кнопку дистанционного пульта. Во дворе с грохотом открываются гаражные ворота, где стоит его снегоход. Похоже, сидел этот финский парень у телевизора, скучал и только ждал этого момента, когда мы припремся… Это была классная гонка! Зазевавшегося на дороге зайца напугали так, что он рванул в лес, оставив после себя облачко то ли пуха, то ли снежной пыли.

И вот мы снова на официальной снегоходной трассе. Похоже, что до нас давно по ней не ездил никто. Лишь столбики с перекрещенными дощечками дают понять, что это трасса, а не просто чей-то частный лес. Местами наш путь идет вдоль линий электропередачи. Мы приняли решение преодолеть всю финскую часть маршрута за один раз, нигде не останавливаясь на ночлег, и в итоге путь от Kuusamo до Rovaniemi проделали за сутки, останавливаясь лишь для заправки топлива и подкрепления сил шоколадом.
Озеро Kemijarvi пересекали днем. Нехарактерная для этих мест оттепель растопила снег и местами даже лед. Ехать по огромному озеру, разбрызгивая холодную жижу, было по-настоящему страшно, и я от души порадовался, когда снегоход наконец выехал на твердую землю.
Чем ближе к нашей конечной цели – Rovaniemi, тем меньше толщина снега. Пни и камни заставляют все время быть начеку, но накопившаяся усталость все же делает свое дело. Я никогда в жизни не засыпал за рулем, а тут – выключился прямо в седле снегохода и был сильно удивлен, когда внезапно проснулся лежа под гусеницей. «Ты живой?», – спрашивает подоспевший Максим, помогая мне выбраться. – «живой, сплю я тут…»
Несмотря на все чудеса и трудности, экспедиция финишировала. После двенадцати дней путешествия мы отмылись, отоспались и передали послание нашего Деда Мороза Санта-Клаусу, которого финны называют Йоулупукки. Дедушка поблагодарил нас и … попросил прощения за то, что снега в этом году так мало получилось.

Некоторые итоги и общие выводы:
Опыт путешествия от Деда Мороза к Санта-Клаусу привел нас к мысли о том, что, отправляясь куда-либо на снегоходах, и, может быть, даже очень далеко, не стоит все же увлекаться составлением бесконечного списка необходимых вещей. Снегоход – это очень быстрое транспортное средство, поэтому опыт пешего и лыжного туризма с палатками, спальниками и прочим бивачным снаряжением в нашем случае оказывается просто неприменим. Для обустройства грамотного ночлега в лесу, да еще при сильном морозе, требуется гораздо больше времени, чем на то, чтобы доехать до ближайшего населенного пункта. К тому же отправляться в «дальнобой» на снегоходе гораздо комфортнее и даже безопаснее налегке, имея лишь резервный комплект одежды да минимальный ремкомплект для снегохода. Разве что запас денег может быть неограниченным! Кстати, нам встречались финны, которые регулярно ездят в Россию на своих снегоходах – покататься по Карелии или в Хибинах. Они придерживаются именно этого правила – надежный снегоход и небольшой анатомический рюкзак за плечами. Вот и все!
А вот чем не следует пренебрегать, так это защита! Да, экспедиция – это не гонка, но передвижение по незнакомой местности со скоростью 70 – 80 километров в час все же нельзя считать легкой прогулкой. То, что на «снаряге» экономить нельзя, знают все. Мысль о том, что надо было брать шлем с подогревом, посетила меня, когда я уже летел с обрыва, не заметив его сквозь покрытое инеем стекло. «Ну ты и… безбашенный бомбардировщик»! – сказал Макс, который успел объехать опасное место и видел мой полет.
Не паниковать! Это, пожалуй, главное, что можно пожелать всем, кто путешествует на снегоходах. Чем выше скорость, тем устойчивее ведет себя снегоход. А обусловленная конструкцией проходимость позволяет действительно творить чудеса, если только ты не успеешь испугаться и сбросить газ. Запас скорости помогает преодолеть канавы, ямы, полыньи и забираться на косогоры. Так что сомнения прочь, и только вперед!

Текст и фото: Виталий Абрамов

Событие

  • Экспедиция 2. От Деда Мороза к Санта-Клаусу

НАШИ ПРОЕКТЫ

Red Sleds Racing

День Квадроциклиста

 

Телефон редакции

(812) 363-47-84

Все права защищены и охраняются законом © 2007 ИД "Автомедиа"
Перепечатка материалов RedSleds.ru разрешается только с письменного разрешения редакции при обязательной установке активной гиперссылки на сайт redsleds.ru рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой "по материалам журнала RedSleds.ru"

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС2-8439 от 12 января 2007 года